5 декабря исполняется 115 лет со дня рождения народной артистки БССР Обухович Анны Брониславовны. В ее жизни поражает цепочка событий, казалось бы, невозможных никогда и ни при каких обстоятельствах.
Анна родилась в Москве. Детство провела в сиротских приютах, родителей своих не помнила. «Мы, приютские дети, носили на шнурке медные крестики, — вспоминала она. — Потом наша воспитательница, по–матерински беспокоясь о нашем будущем, вместо крестиков надела нам на шеи деревянные медальоны с «паспортными данными». Она заботливо и строго втолковывала нам: не потеряйте, это ваш «вид на жительство».
Шел 1914 год… Занятия по чтению и письму прекратились. Мы были предоставлены самим себе. Можно уходить куда хочется и насколько хочется… В теплую погоду мылись в Москве-реке, а ночевали в ящиках для метел под Каменным мостом. Когда становилось совсем невмоготу, ненадолго возвращались в свой приют…».
Под этим мостом бедовую девчонку и подобрал однажды рабочий Егоров, нашел для нее интернат и помог устроиться в школу рабочей молодежи.
В 1929 году, окончив курсы «Кино-Север» в Ленинграде, Анна дебютировала как актриса немого кино в главной роли в фильме «Рубикон». Через год в ее творческом багаже было около десятка ролей. Режиссеры предлагали ей роли даже без проб. Но она больше всего любила театр, даже во сне видела себя театральной актрисой.
На сцену Анна впервые вышла в 1930 году в Московском театре рабочей молодежи. А когда она посмотрела в Реалистическом театре гремевший на всю Москву спектакль Н.П. Охлопкова «Аристократы», то буквально заболела этим спектаклем и особенно ролью воровки Соньки. Прямо в антракте подошла к директору театра и заявила, что хочет работать в Реалистическом. И вскоре она получила заветную роль. Тогда ее партнером по сцене был Дмитрий Орлов, который впоследствии стал партнером и по жизни.
1 сентября 1937 года Анна Обухович приехала в Могилев. На мокром от дождя перроне ее встретил администратор театра и на извозчике поехали к дому, где для Анны была снята комната. Начиналась неведомая актерская жизнь. Через три недели ей предстояло играть роль Риты Устинович в спектакле «Как закалялась сталь» в Государственном русском драматическом театре БССР. А потом были роли в спектаклях «Тропа шпионов», «Слава», «Мачеха», «Любовь Яровая», «Анна Каренина», «Бесприданница», «Заговор», и других. В Могилеве Анна была счастлива: любимая работа, любимый супруг, рождение сына. В 1940 году получила звание заслуженной артистки БССР.
Новые испытания принесла война. Из Белостока, где театр находился на гастролях, добирались до Минска, а потом пешком под бомбежками и обстрелами шли в Могилев. Город эвакуировался и труппа разъехалась в разные уголки страны.
А. Обухович и Д. Орлов добрались до Москвы, откуда были направлены в Красноярск в драматический театр им. А.С. Пушкина. Играя в театре, Анна не раз дежурила в госпиталях, где не хватало медперсонала. Когда не было спектакля давали концерты для раненых. На семейном совете приняли решение проситься на фронт. Вызов пришел А. Обухович в начале 1943 года. Она работала в составе фронтовых бригад, а после восстановления Государственного русского драматического театра БССР как фронтового – в его составе. Основная работа театра проводилась в частях действующей Красной Армии. В 1944 году русский театр перестал быть фронтовым и был передан в Управление по делам искусств при СНК БССР. В Москве собиралась труппа, вернулись все уцелевшие артисты. Начались репетиции, шла работа над репертуаром и одновременно театр давал спектакли в госпиталях. Анна Брониславовна попросила 7-дневный отпуск для поездки за сыном, который оставался в Красноярске и по которому она очень скучала. Встреча была волнительной и радостной. Они вернулись в Москву и больше не разлучались.
В освобожденный Могилева Государственный русский драматический театр БССР вернулся в 1944 году и осенью открыл театральный сезон спектаклем «Встреча в темноте» Ф. Кнорре. Анна Обухович играла роль Вари. Зрители очень тепло принимали артистов. В 1944 году А.Б. Обухович присвоено звание народной артистки БССР.
Вместе с театром она в 1945 году переведена в Гродно, а в 1947 году – в Минск. Русскому театру А.Б. Обухович отдала почти 50 лет жизни, стала кумиром нескольких поколений зрителей. Наиболее близкими ее творчеству были романтические и трагедийные роли. Возможно, гены дали ей царственную осанку, умение носить платья любой эпохи и сохранять достоинство в любой ситуации. На сцене русского театра А.Б. Обухович сыграла около 100 ролей и каждой отдала частичку сердца. Театр был для нее и радостью, и волнением, и судьбой.
0 comments on “Памяти артиста посвящается…”