Александр Палкин: «На 75-летие меня завалили чаем»

Заслуженный артист России Александр Палкин уже много лет верой и правдой служит Могилёвскому драматическому театру. В начале февраля артист отпраздновал свой 75-ый день рождения, и около полувека из этого времени он находится на сцене. Какие итоги за время актёрской карьеры Александр Александрович может подвести, поинтересовался у него наш корреспондент.

— Александр Александрович, что Вы успели сделать за 50 лет, проведённые на сцене?

Александр Палкин: «На 75-летие меня завалили чаем» — За годы актёрской работы я не добился оглушительных успехов, не был номинирован на громкие премии, не работал в Купаловском театре, например. Но каждую исполненную мною роль я проживал, пропускал через себя. Что бы ни случилось в жизни, от сцены я не отказался, и этим горжусь. Хотя сейчас я не берусь играть сложные, непростые роли, ведь это ответственно, а годы уже не те. Поэтому выхожу на сцену в образе старика, даже гримироваться особе не нужно (смеётся).

— Чем порадовали на праздник родные, друзья и коллеги?

— Все люди из моего окружения знают, что я очень люблю чай. Поэтому мои ящики в рабочем столе и дома теперь забиты до отвала этим напитком. Я теперь могу принимать гостей сутки напролёт — чая всем хватит. А вот дома мы эту дату «умолчали». Зачем к такому пустяковому поводу привлекать лишнее внимание и поднимать суету?

— Какой творческий сюрприз Вы готовите зрителям в скором будущем?

— В настоящее время я тружусь над очередной своей — седьмой или восьмой по счёту — режиссёрской работой. В «сыром» варианте она называется «Последний ветеран». В постановке повествуется о последнем ветеране Великой Отечественной войны. Ведь недалёк тот час, когда так и случится. И вот в спектакле нужно показать, как ведут себя люди с ветераном, как он себя чувствует. Для постановки уже готовы эскизы декораций. Центральное место на сцене будет занимать усыхающее дерево с последним, не опавшим ещё яблоком. Предполагаемое время премьеры — май 2013 года.

— Вам проще быть актёром или режиссёром?

— Режиссёром быть интереснее, но и гораздо сложнее, ответственнее. Вот прошёл спектакль, а зрители его не поняли, не приняли. Однако ведь ты как актёр сделал своё дело, «до свидания» — и ушёл спокойно домой. А отвечать за постановку в целом куда сложнее. Режиссёр виноват в каждом не забитом гвоздике и каждом не отутюженном платье. Вот я сейчас не только сцену оформляю, но ещё редактирую тексты, подбираю костюмы, слушаю музыку — ой! (хватается руками за голову — прим. авт.).

— Профессия помогает Вам в обычной жизни?

— Работа научила меня общаться с людьми. Я всегда знаю, кому и что ответить. К тому же, я научился никого не бояться. Даже «сильные мира сего» такие же люди, как и мы. Ни одному нормальному человеку не понравится, когда его боятся, это сковывает разговор. Интересны и понимание многих вещей, которые даёт театр. Например, когда я только учился быть актёром (если так вообще можно сказать), небольшая группа молодых и амбициозных людей приходили заниматься к маэстро. Всё обучение сводилось к беседам «за жизнь». Я тогда недоумевал, а когда же начнётся учебный процесс. А ведь он уже шёл во всю, нужно понимать природу человеческого поведения.

Объясню проще: иногда что-то невозможно сыграть, пока не поймёшь, зачем Вы это делаете. В нашем театральном «кружке» учитель усадил нас в маленькой комнате и попросил одного смелого выйти в центр помещения для эксперимента. Задание простое: делать, что угодно, но чтобы остальные смотрели за этим с интересом. Уже через минуту «герой» вёл себя, как дурак — кривлялся. Остальным было скучно. Тогда учитель предложил игру. Смельчак возьмёт коробок спичек, и если их будет чётное количество — его желание исполниться. Детство, глупость, но человек с интересом считал эти спички, а все за ним с не меньшим интересом наблюдали. Прошло несколько минут, а никто даже не отвлёкся. Секрет прост — человек был увлечён своим делом, а это всегда привлекает внимание.

— Какие самые запоминающиеся роли или спектакли Вам пришлось играть?

— Больше всего запоминаются провалы, но я не хочу о них говорить. Тогда все будут помнить мои фиаско, а хорошие работы уйдут на второй план. Так один мой коллега в общении с журналистом на комплимент после спектакля возразил: «вот если бы я здесь дотянул, и вот здесь был более эмоционален...». В газете так и написали потом, а на спектакль стало приходить меньше зрителей. После этого мой друг с прессой не общается. А так мне очень запомнилась роль в спектакле «Как быть счастливым» по Габриэлю Гарсия Маркесу.

— Как Вы готовитесь к выходу на сцену?

— Казалось бы, вот через двадцать минут я выйду играть роль в спектакле «Вечер» уже в 150-ый и 250-ый раз (не помню точно, о какой сотне идёт речь). За это время она должна была приесться мне категорически и не волновать абсолютно. Однако стоишь уже загримированный за кулисами, слышишь музыку — и невольно начинаешь гарцевать, как цирковая лошадь. Пам-пам-пам — и пошёл, и полетел! Каждую фразу чувствуешь, проживаешь. Я не знаю, почему так.

— Кого из персонажей Вы бы очень хотели играть, но Вам эту роль так и не предложили?

— Мне всегда были интересны герои Фёдора Достоевского. Правда, сразу замечу, что быть Раскольниковым ни на сцене ни в жизни я не хотел никогда. В романах автора достаточно других персонажей, которые психологически развиваются на протяжении всего повествования. Мне это безумно интересно. Однако проблема в том, что эти вещи очень и очень сложно «ставить» в театре, поэтому практически никто из режиссёров за них не берётся. Следовательно, мне никто не предлагал играть героев Достоевского.

— Совсем скоро стартует новый виток форума «М.@rt.контакт»...

— На самом деле я с нетерпением жду это событие. Мне безумно приятно, что от года к году форум набирает силу. Это уникальная возможность не вариться в собственном соку, посмотреть идеи других трупп, показаться себя. Многие зрители сетуют на то, что наш театр маленький и не может вместить всех желающих посмотреть спектакли фестиваля. А больше зал ведь и не нужен! Во-первых, к нам придут настоящие ценители-театралы, во-вторых, маленький зал позволяет лучше играть. Здесь акустика потрясающая, актёрам не нужно надрывать голос, поэтому игра получается естественной и убедительной.

Любовь Соловьёва, MyCity.by