Фон Триер белорусского театра испытал зрителей безумием

Драматург Юлия Чернявская не любит называть себя драматургом – так в советские времена поэты морщились, когда их называли поэтами. Поднимая свою творческую планку, они вечно недовольны собой. Пьеса Чернявской, поставленная в Могилевском театре под названием "Одноклассники", приехала в Минск на фестиваль и застала зрителей врасплох странным соотношением нормы и патологии.

В спектакле нормальные герои сильнее, потому что их большинство. Это дарит им иллюзию правоты. Их антиподам наплевать на свою ненормальность в лучших традициях героев Ларса фон Триера – от Идиотов до Меланхолии. В пьесе Чернявской они живут своей жизнью и с удовольствием находят друг друга. Судорожные жесты обозначают жизнь полную заноз, неполированную жизнь. Вздорная дочка русского профессора-иммигранта кричит домработнице немке: Твой прадед убивал моего прадеда. Немка парирует: потому что твой прадед не успел убить моего первым. Одна фраза, как ловко брошенная бита, обрушивает городошный домик фальшивой истории, в котором росли поколения. Это авторский короткий выстрел – прямо в горло советской лжи.

Odnoklassniki
Зритель насторожен, но терпелив. Зритель ждет поцелуя, исцеления и чуда. Однако единственное чудо этой драмы – чудо понимания. Сбрасываются покровы отчуждения и герои стоят друг перед другом, словно голые, без масок. Зрителю неловко за них и за себя.

Отдельный зритель сетует на мрачный тон и отсутствие счастья в финале, несмотря на комические моменты по ходу пьесы. Я удивленно смотрю на такого зрителя. Я воспринимаю спектакль как фильмы фон Триера, как мощный позитивный аккорд среди драмы нашей ненормальности. Вижу будущее аутиста Мити – великолепный профессор, гений в пальто, застегнутом не на ту пуговицу. Вижу любовь его и немой Танечки – после того, как погас свет на сцене. Чернявская, задергивая занавес в нужный момент, дает своим героям надежду. Все хорошо.

odnoklassniki
Текст и фото: Алишер Шарипов, TUT.BY