Андрей Гузий: «Я пытаюсь разгадать феномен Флоренс Дженкинс»

Премьера трагикомедии в двух действиях «Несравненная» по пьесе Питера Куилтера состоится 26 июля в Могилёвском областном драматическом театре. Спектакль является бенефисным и приурочен к юбилею ведущего мастера сцены Елены Дудич. Сама актриса и режиссёр постановки Андрей Гузий встретились и побеседовали с могилёвскими журналистами.

Андрей Гузий:

— «Несравненная» основана на реальных событиях. Мы покажем зрителям трогательную и смешную история о жизни эксцентричной американской певицы Флоренс Фостер Дженкинс. Она была невероятно популярна и знаменита. Несмотря на полное отсутствие вокальных данных, певица с лёгкостью собирала полные залы, а билеты на её выступления распродавались с невероятной скоростью и по весьма высокой цене.

— Идея постановки пришла не мне, а Елене Дудич. Я прочитал пьесу, и она меня безумно заинтересовала. Американская звезда, назовём её так, настолько верила в собственное предназначение и талант, что преодолевала любые трудности. Она не слышала себя, в голове леди Дженкинс рождались чистейшие звуки, в отличие от того, что она из себя извергала. Женщина действительно верила в свой талант, в противном случае, она была бы аферисткой.

— Певица исполняла сложнейшие оперные партии. В спектакле мы используем фонограмму, и зрители услышат её пение. Ведь ни одна актриса не споёт так плохо.

— Пример Флоренс Дженкинс многих людей подвигнул на служение искусству, музыке. Её отчаянность до самопожертвования и неординарность вдохновляет. Хотя, многим может показаться, что певица была не совсем здорова. Некоторые зрители свистели и смеялись на концертах артистки, приходили посмотреть на зрелище «антиискусства».

— По жанру спектакль обозначен как трагикомедия. В нём есть и смешные вещи, и грустные — все они в купе создают характер персонажа, который мною любим. Для меня главная героиня — знак веры. Удивительно, но люди, которых она объединяла, становились счастливыми. Такого человека мы и пытались воссоздать, насколько это удалось — посмотрим.

— Пьеса очень сложная по структуре, в ней нет развития от начала до финала. Есть только ключевые моменты из жизни персонажа. Актрисе надо играть кусками —эпизод, проходит полгода, эпизод, ещё полгода. Всю жизнь Дженкинс нужно вместить в два часа.

— Я и Лена старались максимально уйти от исторического персонажа, но полностью это сделать, конечно же, не получилось. Флоренс Дженкинс — лишь повод порассуждать на определённую тему. В спектакле я хочу показать мир, который видела она, так сказать — показать её глазами. В этом мире ей было комфортно. «Я могу спать на голом полу, но не могу жить без моей музыки», — говорила певица. Она этот мир придумала, она ему служила, да так честно, что дай бог каждому. Загадку Флоренс не могут разгадать до сих пор.

— Никогда не бывает, чтобы мне всё удалось в спектакле, хотя я создал порядка 40 постановок. Вот и сейчас мне постоянно хочется что-то дополнить поменять. Даже Флоренс говорила: «Меня в финале волнует одна нотка». На что ей отвечали: «Уж Вам, мадам, не стоит волноваться ни в одной ноте».

Елена Дудич:

— Когда я выбирала пьесу для бенефиса, то в первую очередь хотела сделать подарок не себе, а своим коллегам, друзьям и зрителю. К слову, работать над образом «Несравненной» было неописуемо интересно. Как уже сказал режиссёр, это не документальное воссоздание личности. Можно говорить о синтезе моих и её качеств. У нас много общего, например, любовь к публике.

— Многие люди со способностями, но неуверенные в себе, проигрывают Дженкинс. Интересно, что о великих оперных певицах пьес нет. В случае американки на первый план выходит именно личность. Ведь, когда человек обладает прекрасным голосом и другими данными — всё понятно.

— В постановке задействовано много костюмов, декораций и пластики. Их создавали лучшие художники из всей Беларуси.

— Перед выступлениями Флоренс умудрялась ещё танцевать страстные испанские танцы. наряды тоже придумывала артистка. Другое дело — как всё это выглядело и воспринималось.

Любовь Соловьёва
www.mycity.by