Международный молодежный театральный форум «M.@rt.kontakt»

«Театральная Беларусь» стремится быть вМАРТконтате с Международным молодежным театральным форумом «M.@rt.kontakt». В этом разделе — о новостях и спектаклях самого энергичного (потому что молодежный, и потому что весной) фестиваля нашей страны.
«Лафкадио» великолепный

«М.art.контакт-2012»: зрителей растрогали сказкой о льве, который путешествует на машине времени — Независимый театральный проект из Москвы привез спектакль «Лафкадио» (режиссер Светлана Иванова).
Мы, конечно, не сказочник дядюшка Шелби, но тоже хотим рассказать вам одну интересную историю. Она произошла на таком большом празднике, который взрослые называют фестивалем. Там они собираются и показывают друг дружке всякие увлекательные штуки. С клоунами, игрушками, нарядными костюмами. А вот на этом фестивале, на котором произошла наша история, появилось самое необычное и только недавно придуманное изобретение. Это была Машина Времени. Вам, конечно же, интересно, откуда она взялась? Дядя Один Байрон и дядя Казимир Лиске (это у них имена такие странные, потому что они из Америки) вместе с тетей Светланой Ивановой привезли ее из Москвы. А управляет машиной самый настоящий лев по имени Лафкадио.
Что же такого необычного в этой машине? С виду – обыкновенная маленькая синяя комната с бумажной стенкой и двумя стульчиками. Но если посмотреть повнимательнее, можно увидеть много разноцветных кнопочек. Вот, например, на желтенькой написано «Африка», а на зелененькой «Джунгли». Нажмешь кнопочку в виде льва — и окажешься там, где они живут. На серенькой светится «Нью-Йорк», а на коричневом домике — «Гостиница». Рядышком квадратная кнопка «Лифт», а под ней волшебная голубая кнопочка: нажимаешь — а из нее мыльные пузыри! Это «Ванная». Тыкаешь пальчиком в кружок с нарисованной расческой — попадаешь в «Парикмахерскую», в треугольник с маленьким костюмом — к «Портному». А еще есть «Ресторан», «Цирк» и «Замок льва»! И не забывай, что по всем этим удивительным местам с тобой путешествует лев Лафкадио, самый лучший в мире стрелок.

Kud Ljud: неопознанный театральный объект

Уличный театр — явление для Беларуси не совсем привычное. Поэтому выступление словенского коллектива Kud Ljud в апреле прошлого года на «Том самом фестивале» удивило многих. Вторжение розовых человечков на улицы Минска запомнилось гостям и жителям столицы надолго. Не каждый день полуголые розовые люди лазят по фонарным столбам, останавливают троллейбусы или угоняют чей-то скутер. В этом году «инопланетяне» приземлились уже в Могилеве на VII Международном молодежном форуме «M.@rt.kontakt-2012».
Kud Ljud — это уличные художники-артисты из Словении, Хорватии и Франции. Работая в словенских театрах, они обнаружили несколько проблем, решением которых и стало создание самого коллектива.
Почему улица?
— Во-первых, в Словении в театр ходит очень мало людей, — рассказывает актер Kud Ljud Яша. — Во-вторых, то, что там показывают, это театр пятидесятилетней давности. До телевидения и Интернета. В-третьих, нам хотелось делать что-то необычное. Мы даже как-то пытались выкручивать стулья в зале, но с этим возникли технические проблемы. И было принято решение создать свой коллектив, сфокусироваться на интерактивном театре и работать в общественном пространстве.

Начали работать в этой области между собой. Смотрели, что получится из импровизации, экспериментировали с формами — один на один, например. Естественно, потом стали работать с непрофессиональными людьми и поняли, что надо искать какой-то инструмент, которым они могли бы пользоваться в этом общении. Но актеры все равно должны быть более активны, предлагать собственные идеи и смотреть на реакцию людей, ведь мы несем ответственность за то, что происходит.

Мы выходим на улицу, потому что там уже есть люди, не надо никого приглашать. Важно поддерживать связь с людьми, которые не ходят в галереи, музеи, театры. Но как общаться с теми, кто не привык к современному искусству? «У нас тут интересный спектакль. Не хотите поучаствовать?» Мы пробовали. Не действовало. А нужно всегда работать так, чтобы была двусторонняя связь. Чтобы люди заинтересовались и пришли потом на мастер-класс. Мы стали искать «троянского коня». И нашли. В данном случае — вторжение розовых инопланетян.

«Я хочу чем-то поделиться»

В фестивальной программе «M.@rt.kontakt-2012» Могилевский областной драматический театр представлен спектаклем «Хозяин кофейни» по пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко.
Для многих зрителей эта постановка была шоком: разве это театр? Сидит на стуле парень и говорит-говорит-говорит. Встанет, попьет водички, переставит стул и опять говорит. Мы все, оказывается, инфантильные люди, аномальные. А нормальными бывают только богатые. Да он еще и матерится! Да он еще и спрашивает, что вы, мол, сидите в зале и думаете: «Разве это пьеса? Это же постмодернизм!». «Вот именно!» — раздавались возмущенные возгласы из зала. Но это пьеса. Современного автора. Для современного зрителя. Которого волнуют современные вопросы.

«Марабу» на берегу океана

В этом году на форум в Могилев впервые приехал театр «Марабу» из города Бонна (Германия). Сходить посмотреть на его работу стоило хотя бы потому, что ничего подобного в Беларуси нет. «Марабу» — это молодые люди без профессионального образования, которые участвуют в театральных мастер-классах, импровизируют, придумывают текст, движения. Каждый год из таких занятий получается самостоятельная постановка. В 2011-м под руководством Тины Юкер и Карла Оверкампа вышел спектакль «Над мыслями под водой».

Двенадцать парней и девушек оканчивают школу, и скоро им предстоит броситься в океан жизни. Стоя на берегу, каждый, чтобы не утонуть, надевает прямо на выпускной костюм свои детские мечты: балетную пачку, капитанскую кепку, индейскую шапку из перьев или просто спасательный круг...

«Театр 19»: «Двери» из откуда в никуда?

С «Театром 19» из города Харькова зрители «М.art.контакта» познакомились в 2009 году на спектакле «Чмо». В этом году главный режиссер театра Игорь Ладенко выбрал «Двери» и привез их в Могилев.

И, нужно сказать, не прогадал. Спектакль этот «проверен временем» — премьера состоялась в 2005 году: раз до сих пор в репертуаре, значит, успехом пользуется. Да и материал выбран удачно: философская комедия Луиджи Лунари «Трое на качелях» действительно заставляет смеяться любого (подчеркну — любого) читателя или зрителя.

Сюжет, на первый взгляд, незамысловат: трое в комнате, не считая уборщицы. Каждый со своим делом, адресом, характером. Казалось бы, ну зашли не туда, почему бы просто не пойти домой? Но в городе начинаются «химические учения», выходить на улицу запрещено. Когда они закончатся — никто не знает, вот и приходится коротать время вместе в маленькой комнатушке.

Входит нормальный человек

23 марта в Могилеве в рамках фестиваля «M.@rt.kontakt-2012» состоялась премьера спектакля по пьесе Павла Пряжко «Хозяин кофейни» в постановке Екатерины Аверковой.
Имя Павла Пряжко в белорусском театральном пространстве чаще всего звучит либо в письменных и устных сожалениях «его пьесы в Беларуси не ставят», либо в рассуждениях вроде «как поставить Пряжко — пока неясно...». Могилевская премьера наконец-то подводит под ними черту, за которой, хочется верить, должен начаться новый этап освоения пьес этого драматурга. До нее были: спектакль «Калі скончыцца вайна» в Республиканском театре белорусской драматургии, ранний текст Пряжко, про который (если не знать, кто автор) никогда и не скажешь, что это его пьеса; читки в Центре белорусской драматургии; мастерская молодой режиссуры на фестивале «M.@rt.kontakt-2010»; недавняя постановка «Запертой двери» в рамках «Тэатральнага куфара» и др. Но спектакль по «свежему» тексту Пряжко в репертуарном театре Беларуси (Могилевский областной драматический театр) появился впервые. Примечательно, что этот спектакль — моноспектакль — поставлен по единственной пьесе драматурга, в которой он не описывает окружающую действительность, а говорит от своего имени. Пьеса так и начинается: «Меня зовут Павел Пряжко...»

M.@rt.kontakt. Поднять паруса!

VII Международный молодёжный театральный форум «M.@rt.kontakt-2012» задолго до своего открытия обещал немало сюрпризов. Одним из них был впервые заявленный в фестивальной программе мюзикл. Поэтому Орловский государственный театр для детей и молодёжи «Свободное пространство» в Могилеве ждали с особым интересом. Кстати еще и потому, что этот театр уже заявил о себе на «M.@rt.kontaktе» как в 2008 году спектаклем «Любовью не шутят», так и в 2010 году, когда привез на форум постановку «Белое на черном» (Гран-при).
В этот раз орловская труппа попыталась установить со зрителями контакт через мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса» (режиссер — Александр Михайлов). Но известную всем с детства историю девочки Ассоль, много лет ждавшей своего капитана на корабле с алыми парусами, можно узнать с трудом. Мало того, что Грей и Ассоль встретились в публичном доме, так перед встречей девушка еще и практически вышла замуж за сына погибшего хозяина местного трактира. Трактирщик же когда-то ускорил смерть матери Ассоль, за что потом и оставил его тонуть в море ее отец. Ах да, мать жениха была, естественно, против свадьбы. Не напоминает вам ничего мыльно-оперного? Но это вопрос скорее к авторам либретто мюзикла — Михаилу Бартеневу и Андрею Усачеву...

«М.art.контакт» №7: ВПЕРВЫЕ…

Совпадение или нет, но VII Международный молодёжный театральный форум «М.art.контакт», который целую неделю будет радовать жителей и гостей Могилева, открылся «Спектаклем № 7». Режиссер Евгений Корняг — по образованию актер кукольного театра. День старта фестиваля — 21 марта — Международный день театра кукол. Красивое начало, правда? Или — cлучайность?