«М.@rt.контакт-2012», день пятый. Белорусский республиканский ТЮЗ: о любви и жалости

Второй спектакль дня в исполнении Белорусского республиканского театра юного зрителя вернул нас в прошлое, во Вторую мировую и послевоенное время. Именно оттуда родом история, привезенная коллективом на форум. Однако в исполнении этого театра «Мой бедный Марат» Арбузова получился более современным, словно став чуточку моложе, и… зазвучал на белорусском. Ведь «родная мова» - отличительная особенность театра.

Постановка театра ощутимо молодая - из-за юности актеров и слегка помолодевшего прочтения. Герои рассказывают все ту же историю - историю такой разной любви: настоящей и сильной, любви-опеки и любви-сострадания. Огромный календарь на стене постепенно обрывается. Блокадный, холодный и голодный Ленинград превращается в послевоенный, полный радостей и надежд. И в центре этих изменений - треугольник из любви и жалости.

Во время блокады, бомбежек и постоянного страха столкнулись вместе эти одинокие сердца - Лика, Марат, Леонидик. Война так жестко обострило их одиночество, что любовь стала для них, пожалуй, единственным спасением. Милые, добрые чувства напуганных людей… Любовь именно человеческая - помогающая выжить и физически, и духовно. Но вокруг идет война, Марат не может высидеть это время, спрятавшись от своего долга, - и уходит на фронт. За ним следует и Леонидик - но, скорее, всего лишь затем, чтобы в глазах Лики быть не хуже.

Идет время, меняются листы в перекидном календаре. Война окончена, и потерявший руку Леонидик возвращается к Лике. Налаживается их новая жизнь, уже вне войны. Но не забыть того, что было раньше, как не забыть и тех, кто не вернулся в эту квартиру. Огромным счастьем для Лики становится неожиданное возвращение Марата. И вновь разворачивается треугольная любовь. Леонидик хочет быть с Ликой вопреки всему. Марат не может отнять свою возлюбленную у друга - это не по-мужски, и выбор должна сделать Лика. Актеры в спектакле так честно вживаются в свои роли, что история «из прошлого века» становится близкой и современной.

Действие в постановке, пожалуй, ограничивается движением душ, сердец и мыслей героев. Минималистичные декорации словно говорят - спектакль не о Ленинграде времен Второй мировой, не о бомбежках, не о потерях на той войне. Он о любви, мелодию которой героям предстоит сыграть на черном рояле вдалеке. Во время спектакля инструмент то и дело кренится, словно предупреждая героиню - это не любовь, это всего лишь жертвенность, жалость к Леонидику. А вот разговор Марата и Лики, стоящих, взявшись за руки, на его лакированной крышке, видится зрителю как чувство настоящее, сильное и мужественное. Как и подобает любви.

Алена Сухан
www.mycity.by