«М.@rt.контакт-2012», день пятый. Русский драмтеатр Литвы: жизнь над плинтусом

Финальным спектаклем пятого дня театрального форума стала «Сволочная любовь» Русского драматического театра Литвы. Материал, положенный в ее основу, известен многим. Это книга Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Кто-то видел и одноименный фильм, поставленный по этому произведению. Зрителю было с чем сравнить спектакль, и все равно он получился особенным и очень цепляющим.

Декорации в постановке - лишь четыре стула, на них сидят два Саши - еще маленький и уже взрослый, ставший писателем и рассказывающий зрителям эту историю. Рядом с ними - дедушка и бабушка. Сзади в кадре кинопленки сменяются картинки: ковер комнаты, на фоне которого идет почти все повествование, картинки фотоэкскурсии по дому, где живут герои, и даже мышь, бегающая по нему.

Режиссер спектакля Агнюс Янкявичюс намеренно отделил рассказчика-писателя от него же, пока еще маленького. Словно читая книгу Санаева, зритель видит и взрослого Сашу, и его же - восьмилетнего мальчика. Одного, раздумывающего над своим детством, вспоминающего прошлое. Другого - просто живущего в нем. И оба Саши, и бабушка, и дед - молодые актеры примерно одного возраста. Поэтому спектакль видится не как рассказ из советского прошлого, а как история вне времени, вне прототипов. Хотя книга Санаева изначально автобиографическая, а действующие лица в ней - дед писателя народный артист России Всеволод Санаев и его дочь, актриса Елена Санаева.

Интересно, что по режиссерскому замыслу герои даже не взглянут друг на друга ни разу за весь спектакль. Все их реплики - прямо, в зал, все их объятия - отдельно, как будто каждый живет лишь своей эмоцией, своими мечтами. Актеры даже не касаются друг друга, бабушка шлепает внука или берет за шиворот - но стоя в стороне. Мальчик обнимает маму крепко-крепко, но даже не подходит к ней. А зритель словно стоит между ними. Маленький Саша все время думает о маме, бабуля - о больном внуке и своей загубленной жизни. Автор же глядит на эту историю с высоты уже прожитых лет и обдуманных воспоминаний.

«Я ломаю голову, почему ты заболел, а ты заболел, потому что идиот», - странная забота бабушки о внуке только взрослым автором понимается именно как любовь, пусть и не совсем обычная, а сволочная. Маленький Саша не любит бабушку и ее жесткие правила, а больше всего - шерстяные колготки. Бабушка постоянно осыпает внука проклятиями: «Что ты так рано встал? - Проснулся. - Чтоб ты больше никогда не проснулся!». И потому в детстве Саша часто думает о смерти и даже мечтает, чтобы его похоронили за плинтусом (так будет не страшно) в мамином доме, потому что видеть из-под плинтуса бабушку ему совсем не хочется.

На сцене - исконно русская любовь, почти равная страданию. Прошлое бабушки безумно грустно: в 23 года она похоронила маленького сына, узнала о своем бесплодии, но потом чудом родила маму Саши. Мечтала быть известной актрисой, но только помогала мужу сыграть Гамлета так, что весь зал плакал. А теперь воспитывает внука, болезненного худенького мальчишку, и он становится для нее всем. Мама практически крадет мальчика у бабушки. И даже Саша признает: «Мы не просто ушли из дома - мы что-то сломали».

Бабушка мечется за закрытой дверью, дочь больше не пускает ее к внуку. Угрозы и проклятья старой женщины вдруг сменяются признанием: «Он - последняя любовь моя. Задыхаюсь я без него». Бабушка уходит в слезах. Фоном следующей сцены становится крупный падающий снег. Взрослый Саша говорит о дне, когда хоронили бабушку: «Плакал я, плакала мама». Плакал весь зал. А потом неистово аплодировал - так зацепила зрителей «Сволочная любовь».

Алена Сухан
www.mycity.by