«М.@rt.контакт-2012», день средний. «Комик-трест»: белое фэнтези

Санкт-Петербургское театральное товарищество «Комик-трест» закрыло своим спектаклем четвертый день фестивальной программы. Не драматический, не стационарный и не репертуарный коллектив привез на форум и не спектакль в привычном его понимании. «Белая история» — это виртуальные хроники, напоминающие то сказку, то фантазию, то компьютерную игру...

Начало спектакля — как первые страницы волшебства Андерсена или Гоффмана: белое королевство раскинулось на заснеженных холмах, на самом высоком из них — чудесный замок, чуть ниже — мельница и дом с дымом из трубы. И вдруг пейзаж начинает шевелится, и оказывается, что заснеженная гладь — это шлейф наряда Белой королевы, скрывавший ее и двух рыцарей от наших глаз. Солидная золотая корона венчает ее голову, а вот царственное лицо будто подтаяло и оплыло, пышное платье шикарно, а вот фляжка на груди, из которой важная особа время от времени прихлебывает, — уж точно не для великосветской тусовки. Рыцари ей под стать — с гнущимися мечами.

Весь мир Белого королевства воплощают собой три талантливейших комика. Вот принцесска ныряет в белое море, обдав зрителей брызгами, и неожиданно уплывает вдогонку за ярким пароходом... Вот рыцарский турнир: но заморский гость, так многозначительно посылавший принцессе воздушные поцелуи, пугается коня местного рыцаря. А вот и королева в похмелье хочет опустошить бокал, но голос ей вещает: «Не пей вина, Гертруда! Оно отравлено»... Но Белая королева не может совладать с собой — и выпивает яд. Впрочем, на проспиртованный организм он не действует.

Принцесса, милая, смешная, как цирковая обезьянка, случайно находит забытую Белой королевой корону — и примеряет. Конечно, символ власти ее тут же меняет — принцессе хочется управлять массами. И вместе с верными рыцарями она вынуждает зал повторять за ней слова, которые в итоге становятся похожи на блеяние: «бе-бе-бе»...

Актеры постоянно заигрывают с залом — разбрасывают «деньги», общаются со зрителями на чудном языке. Рыцарь спрашивает у партера, что лучше: «пырц» — меч или «пынь» — роза. Почти не произнося нормальных слов, только фразы вроде «охохонюшки хохо» или «оёёшеньки ёё», актеры разговаривают с залом — посредством пластики, мимики, жестов, музыки. «Комик-трест» удивляет неожиданными идеями и поворотами сюжета. «I like Windows», — вдруг слышит зритель, глядя на застывшую картинку на сцене, а потом узнает звучащую мелодию — так перезапускается система и в его компьютере — а после и вовсе видит на сцене зеленый курсор, управляющий актерами.

Поэтому никого не смущает и интерактивный финал спектакля: новую Белую королеву собираются казнить и зрителю предлагают выбрать, как же закончится история — комически или трагически. Зал активно жестикулирует, кто-то хочет продолжения веселья, другие хотят взглянуть, как выкрутятся комики в трагическом финале. Но те заявляют, что в их товариществе сильны демократические традиции и потому они покажут обе развязки. Впрочем, в обеих голову королеве все же отрубают. Только если трагический финал этим и завершается, то в комическом развитии событий рыцари еще и играют отрубленной головой-мячом в футбол.

Спектакль Санкт-Петербургского театра безумно красив: все в нем — и сценическое оформление, и свет, и даже мыльные пузыри, летающие на сцене — создают волшебнейшую картинку. А чудесная игра актеров и невероятнейшие задумки, реализованные в постановке, — просто верх мастерства. Зрители не хотели покидать зал после окончания представления — это ли не показатель успешного спектакля?

Алена Сухан
mycity.by