«М.@rt.контакт-2012», день средний. Небольшой драматический театр: классика вне времени

«Три сестры» питерского Небольшого драматического театра — средний спектакль «М.@rt.контакта» этого года. Не пугайтесь, спектакль хорош. Средний он — потому что из семнадцати спектаклей афиши форума ему выдалось находиться в их самой середине. Половина постановок уже просмотрена, а оставшаяся ей равная часть все еще сулит новые открытия. Вот и чеховские «Три сестры» — так же между прошлым и будущим.

Следуя за Чеховым, режиссер спектакля Лев Эренбург выхватывает переходный момент из жизни сестер Прозоровых: те живут в медленно идущем времени перемен между смертью отца, генерала Прозорова, и предстоящим, но пока еще призрачным, переездом в Москву. Динамика спектакля с первых секунд вталкивает зрителя в этот мир. Кажется, будто начал смотреть постановку с опозданием или попал на «вторую серию» — настолько четко чувствуется выхваченность повествования из общей картины жизни персонажей.

Сестры возвращаются с кладбища, годовщина смерти отца висит на них тяжкой ношей. Старшая, Ольга, почти впадает в истерику, увидев в силуэте прикрытого салфеткой стола фигуру лежащего покойника. Зрители, сами того не ожидая, хихикают... С первых минут спектакля они вовлечены в мир трагикомедии Небольшого драматического театра, где все на грани смешного и трагичного. В героях сменяются ничтожность и возвышенность, на их лицах — то горе, то радость, а то и вовсе смех сквозь слезы.

Когда-то в этом доме было полно гостей — а теперь все вешалки, что заполонили периметр сцены, пусты. И в доме пьют — и мужчины, и женщины — горько пьют горькую: «Если не дают чаю, давайте хоть пофилософствуем». Действие спектакля подчеркнуто реалистичное: зритель видит и чувствует все происходящее на сцене так, будто сидит в той же комнате, что и Прозоровы с гостями-офицерами. Герои совсем не театрально едят, пьют, бросаются друг другу в объятья, взахлеб плачут. Андрей Прозоров помогает жене сцедить молоко — отсасывая и сплевывая в бокал, а свой больной зуб Соленый словно вживую вырывает — так, что на подмостки из его рта капает кровь.

Режиссер переводит высокую духовную трагедию Чехова в до безобразия натуралистичную и обыденную трагикомедию и духа, и плоти. Герои живут мечтами, но страдают от телесных недугов — и непонятно, что из этого тягостнее. Сестры хотят счастья и любви, но жизнь рушится на глазах, не давая им желаемого. И проигранные тридцать пять тысяч рублей инфантильным Андреем становятся уже только частью захлестнувших героев бед. Финал спектакля печален — на дуэли Соленый убивает жениха Ирины, Тузенбаха. Ирина, слыша об этом, продолжает держать в руках дырявый мешок с кофе — и зерна сыплются на пол, как уходящее время, безвозвратное прошлое. Ольга пытается уверить сестер, что все скоро станет лучше. Но ее монолог — лишь книжный текст, прочитанный со знаками препинания...

Алена Сухан
www.mycity.by