«М.@rt.контакт-2012», день третий. Могилевский драматический: общаться с Пряжко

Завершающим «контактом» третьего дня форума стала постановка режиссера Могилевского областного драматического театра Екатерины Аверковой. Спектакль «Хозяин кофейни» был долгожданным — и не только потому, что премьерный. Просто «дополнительная программа» Израильского театра «отодвинула» его начало ровно на час вперёд. Основа сценического действия — автобиографическая пьеса молодого белорусского драматурга Павла Пряжко.

Актер в моноспектакле вслед за автором рассуждает о современной нам реальности, о себе, о людях, о драматургии. Например, ему не дает покоя вопрос: «Текст, прочитанный на сцене, — это все еще слова автора или уже актера?» И насколько правдивым может быть драматургический материал в целом — ведь он уже выверен, исправлен и переписан. Где границы честности такого теста и безошибочности-неправды в нем? Главный герой утверждает: «Когда начинаешь все исправлять, получается правильно и красиво. Но это „правильно и красиво“ затмевает весь смысл». Поэтому поток сознания, который напоминает спектакль, вполне оправдан — не изменяя свой довольно сумбурный рассказ, автор стремится быть наиболее честным.

Герой спектакля пытается, рассуждая, найти нормального человека, того, у которого «настройки не сбиты» — лишенного инфантильности и аномалий. Этого человека не должны интересовать вопросы-вирусы «зачем я живу» или «что делать». Инфантильность и аномалии не могут быть спутниками нормального человека. Иначе получается, как в анекдоте, рассказанном в спектакле: фея согласилась исполнить три желания мальчика, и первым было «вбей в стену гвоздь так, чтобы никто его не смог достать», а вторым — «а теперь вынь его».

Для большей наглядности своих рассуждений герою спектакля даже пришлось прибегнуть к заковыристым формулам и чертежам. Публика с интересом следила за попытками вывести с помощью математических приемов образ нормального человека, в котором равны ум и богатство. И хоть герой примеряет этот образ на разных знакомых ему людей, но в итоге получается, что в каждом есть что-то ненормальное. Поэтому в постановку так органично вписываются фотографии реальных людей — простых и неидеальных, и они становятся уже не фоном повествования, а словно заходят в спектакль с улиц города. И главный герой, прежде стоявший на абсолютно пустой сцене, становится частью этого неоднозначного мира.

Алена Сухан
www.mycity.by