«М.@rt.контакт-2012», день второй. «Театр 19»: у каждого - личная дверь

Театральный форум этого года продолжает пластинкой крутить в моем подсознании вопрос: «А мы нигде раньше не встречались?»... Очередной театральный «контакт» — и снова старые знакомые: Харьковский «Театр 19». Два года назад этот коллектив уже участвовал в форуме — со спектаклем «Чмо». На «М.@rt.контакт» разлива 2012-го театр привез новый спектакль «Двери» со старыми знакомцами — актерами, уже ступавшими на могилевские подмостки.

Впрочем, новым спектакль можно назвать с натяжкой: годом рождения постановки считается 2005-ый. И это при том, что большинство театральных вещей этого форума по сценическим меркам совсем немного б/у — от роду им всего год-два. Очевидно, что «прошаренные» харьковчане привезли на форум не просто спектакль, а «Двери» уже проверенные, с налаженной годами фурнитурой и идеально разработанным механизмом. Видимо, именно сыгранность, целостность и покорили зал, который ловил каждое слово со сцены, одной волной реагировал на все «раздражители» спектакля.

Пожалуй, весь «изюм» постановки можно уловить уже в самом ее начале — во фразе «я служил в саперных войсках и умею саперной лопаткой докопаться до истины». Режиссер Игорь Ладенко непринужденно шутит над сложными вопросами бытия и основательно философствует над обыденными мелочами. В спектакле трое абсолютно разных людей (профессор, капитан и владелец фабрики) совершенно невероятным образом встречаются в одном и том же месте. И, как ни странно, с ними начинают происходить немыслимые события. Сперва оказывается, что для каждого героя есть не только собственный путь в эту комнату, но и личная дверь и даже отдельные, как по персональному заказу, детали (например, разная погода).

Актеры в спектакле блестяще разыгрывают детективно-мистический сюжет. Движение по простой линии «каждый видит то, что хочет» незаметно переходит затейливую в кульминацию — «мы все умерли и сидим на таможне по дороге на тот свет». Тут и заворачивается клубок комедийной философичности — такой тугой, что даже уборщица уже кажется Богом, а каждая деталь разговора — ответом перед высшим судом. И «атеисты в обычных условиях» неизбежно становятся самыми рьяными верующими, ради прощения готовыми даже... начать платить налоги.

Если всерьез задуматься над непостижимыми вопросами бытия, то лучше последовать примеру комедийной философии «Дверей». Ведь даже в самом страшном всегда есть доля юмора. И при этом самое обыденное вполне может однажды предстать в пугающе необычном ракурсе.

Алёна Сухан
mycity.by