Мастерская молодой режиссуры глазами актёров

Краткое описание: 

В рамках проекта «Мастерская молодой режиссуры» на «M@rt.контакт» был приглашён Мартин Грюнхайт (Гамбург, Германия). Он неделю работал с нашими актёрами, создавая «заявку на спектакль». В предпоследний день форума совершенно неожиданно для себя мы стали первыми зрителями его «детища». Набросок спектакля нас настолько заинтересовал, что мы решили поговорить с занятыми в проекте актёрами.

Полное описание: 

Стеснительная Ольга Носулько от меня ускользнула, а вот Александр Полищук охотно поделился впечатлениями:

– Мартин – очень позитивный и открытый человек. Ему сложно, потому что всё то, что он говорит, приходится переводить. Мне кажется, он правильно подошёл к объяснению того, что мы будем делать. Мартин не поставил перед нами сразу точные задачи, а показал книги, которые он считает необходимым прочитать. Мы их обсуждали, он нам рассказывал о том, что, на его взгляд, заслуживает внимания. Каждый день мы делали новые упражнения в игровой форме. Было очень интересно с ним работать. Это совсем другая школа.

– Вам такие упражнения вовсе незнакомы?
– На репетициях мы занимаемся похожими вещами, но в работе с Мартином всё было новым. И, что интересно, было понятно, для чего мы делаем то или иное упражнение.

– Тяжело было работать изо дня в день?
– Нет-нет! Эта работа – огромная радость. Время летит быстро, и когда оно уже на исходе, всем, в том числе и Мартину, становится немного грустно. Очень приятно и полезно то, что его пригласили на форум. Здорово, что он «привёз» к нам свой опыт. Мартин как-то сказал: «Что-то немецкое останется здесь, с вами, а что-то белорусское увезу с собой я, и это проявится в моих следующих постановках».

– Мартин отличается от наших режиссёров?
– Да, на мой взгляд, очень сильно. Он относится к актёру не как к исполнителю роли, а как к другу, как к хорошему собеседнику. Он выслушает, посоветует.

Побеседовав с Александром, мы направились на поиски Елены Кривонос, которая уже не первый раз в качестве актрисы участвует в Мастерской молодой режиссуры.

– Елена, как сложилась работа с Мартином? Сегодня на репетиции я наблюдала доброжелательные, дружеские отношения...
– Он замечательный, добрый человек. Жаль, я не знаю немецкого языка, но думаю, что у него ещё и чувство юмора хорошее. Такое ощущение, что он один из нас. Но в цепочке «Мартин – переводчик – актёры», мы только третье звено. И я думаю, по дороге к нам не всё доходит. Поэтому мы тратим достаточно много времени на это «непонимание».

– А как насчёт эмоциональной составляющей ваших репетиций? Они не изнуряют?
– Репетиции – вовсе не тяжкий труд. Всегда есть моменты, когда мы можем отдохнуть. По утрам, чтобы нас взбодрить, Мартин приносит какие-то игры, упражнения. Мы раскрепощаемся. Позже, когда начинается работа, ему требуется концентрация. И здесь становится сложнее: после веселья нужно начать видеть и слышать всё. Это другой опыт. Мартин ничего сверхъестественного не придумывает. Он нам даёт немножко нас. Мы не примеряем маски, мы чувствуем, что здесь и сейчас происходит с нами и с окружающим миром.

– Тот эскиз к спектаклю, который вы будете показывать, состоит из нескольких частей, вытекающих одна из другой. Как вы их создавали? У Мартина уже были какие-то заготовки?
– Начиналось всё с чистого листа. Первой была игра. Мартин замечал какую-то пластику, походку. Он развивал это, строил «пирамиду» из интересующих его деталей. Что-то стало неожиданностью для нас. Например, когда часть действия мы вынесли на улицу. Мартин вышел первым и начал что-то делать за окнами. Мы пошли следом. Все приободрились. Ощущение, будто бы наше сознание расширилось. Это странно, никто этого никогда не делал. А тут вышли – и «вау!» Во мне выстраивается целая цепочка новых ощущений, что-то забытое обновляется.

– Как Вы считаете, полученный опыт скажется на уже созданных Вами образах?
– На каких-то – да. Но там, где есть жёсткий рисунок роли… Вероятно, зритель этого не заметит, но моё внутреннее ощущение может измениться.

– А почему Ваши персонажи в колготах разного цвета?
– Могу только догадываться об этом (смеётся). Мартин принёс костюмы позавчера, не примеряя их на нас. Когда мы пришли, он просто сказал: «Вот, одевайтесь». Подозреваю, что, с одной стороны, они связывают нас по форме, а с другой – так проявляется наша индивидуальность. Но вот головные уборы – для меня они до сих пор загадка. Нужно будет его спросить об этом.

– Спасибо Вам!
– Спасибо.

Юлия Пеплер, МГУ им. А.А. Кулешова