«Сволочная любовь» Санаева: постфактум…

Краткое описание: 

Отношения отцов и детей – тема актуальная во все времена и во всех уголках земного шара. Но, кроме отцов и детей, есть ещё бабушки, дедушки, дяди, тёти и прочая родня. И с ними у нас тоже складываются непростые отношения. Книга Павла Санаева, написанная в 1994 г., переживает второе рождение. Её несколько раз переиздавали, и сейчас в книжных магазинах она стоит на полке бестселлеров.

Полное описание: 

В 2009 г. по повести сняли художественный фильм. «Похороните меня за плинтусом» – книга о непростых семейных отношениях. Пикантность произведению придают две вещи: во-первых, она автобиографична и, во-вторых, посвящена российскому актёру и режиссёру Ролану Быкову; автор повести – приёмный сын знаменитости.

Необычная режиссура Агнюса Янкявичюса в сочетании с яркими актёрскими работами стала одним из открытий форума. На сцене – ничего лишнего: экран, стилизованный под кадр киноплёнки, и четыре табурета – по одному на каждого героя. Выбор пространства для трансляции мультимедиа не случаен – чувствуется отсылка к двум персонажам: Ролану Быкову и самому Павлу Санаеву.

С Роланом Быковым всё ясно – он был значимой личностью в российском кинематографе. Павел Санаев тоже снимает кино. Хотя, можно предположить, что экран – это фото, а не киноплёнка. Ведь за основу взяты воспоминания мальчика о его детстве, а это своего рода – семейный фотоальбом. Во время спектакля на экране появляются фотографии интерьера квартиры советского периода: большой настенный ковёр, заставленное «нужным» хламом трюмо, комната с древней мебелью, знаменитого в СССР чехословацкого производства.

В одном из эпизодов рассказчик (Валентин Круликовский) будто сходит к зрителям с экрана – сначала появляется его маленький силуэт, который постепенно увеличивается, затем на сцену выходит герой. Посредством его монолога режиссёр рассказывает историю маленького Саши. Этот приём – связи прошлого и настоящего – выглядит и убедительно, и символично.

В спектакле – 5 персонажей: бабушка, дедушка, мама, Саша маленький и Саша взрослый. Безусловно, образ бабушки, воплощённый Ингой Машкариной, ключевой. Её роль непростая, на грани эмоционального срыва. Повышенный тон бабушки не звучит как актёрская истерика, чем часто грешат другие «мастера сцены». В крике Инги Машкариной слышится душевная боль и любовь, которая, правда, выражается в странной форме. В одном из интервью Елена Санаева заметила, что Светлана Крючкова (сыгравшая эту роль в фильме) создала образ далёкий от правды – злой и истерической женщины. В «Сволочной любви» бабушка иная – чего только стоит её финальный монолог! Это глубоко несчастная женщина, с которой жестоко обошлась судьба. Отсюда её нервозность и агрессивность.

Речь персонажа пестрит колкими и бранными высказываниями. Однако в «Сволочной любви» нецензурные слова звучат не только не грубо, но даже и органично. Раз повесть столь реалистична, то глупо было бы «подчищать» речь героев. Правдоподобно сыгранный молодым актёром Владимиром Дорондовым дедушка – человек страдающий не меньше своей жены. Он любит супругу и терпит её выходки до поры до времени. Заслуженный артист, дома он играет второстепенную роль.

Маленький Саша (Валентин Новопольский) – пленник, заточённый в камеру семейных проблем. Историю рассказывает не он, а его взрослое «Я». Постоянное присутствие автора на сцене органично. Актёр не становится лишним элементом, он вплетается в ткань воспоминаний, заново переживая самые драматические моменты: редкие встречи с мамой, постоянные болезни и страдания от невозможности что-либо изменить.

Алеся Пучко, МГУ им. А.А. Кулешова

Александр, 45 лет: «Знаете, я сейчас ничего сказать не могу. Мне нужно подумать, осмыслить. Нет, пока ничего сказать не могу».

Дама, пожелавшая остаться неизвестной:
«Даже не знаю, что сказать. Ещё не обдумала. Но мне определённо понравилось».

Илья, студент МГУ им. А.А. Кулешова:
«Спектакль понравился, но он очень тяжёлый психологически. Были моменты, когда действительно наворачивались слёзы. Весь спектакль состоит из противоречий: принимаешь то одну сторону, то другую. Очень много эмоций. Не могу их сейчас выразить словами, но я впечатлён».

Татьяна:
«Я в восторге. Я просто в восторге! Это уже не первый спектакль, который я смотрю, но этот прошиб меня полностью. Спасибо огромное актёрам, они так сыграли… Просто нет слов!»

Наталья Михальчук, преподаватель МГУ им. А.А. Кулешова:
«Конечно, мне понравилось. Я считаю, этот спектакль лучше и ближе к произведению Павла Санаева, чем фильм. Здесь точно передан жанр – это трагикомедия. А в фильме – чистая трагедия. Там нет комической струи. Все актёры играли прекрасно, но от игры актрисы, исполняющей роль бабушки, я получила огромное удовольствие. Белорусскому театру до такого уровня надо ещё расти и расти. Просто восторг!».

Светлана, 42 года:
«Сложный спектакль, сложная главная роль. Может, её по-другому и нельзя было сыграть. Меня больше фильм впечатлил».

Анна и Саша:
– Очень понравилось. Глубокий, интересный спектакль со смыслом. Затронул до глубины души. Можно было и посмеяться и поплакать.
–Задуматься есть над чем.

Анна Бурдина, студентка МГУ им. А.А. Кулешова:
«Меня спектакль очень впечатлил. Даже прослезилась. Я читала книгу, но не смотрела фильм. Думаю, что это хорошо, потому что я смогла сейчас сравнить своё видение книги с тем, как увидел её режиссёр. Это было достаточно оригинально. Я прониклась тем, что увидела на сцене. Книга вызвал всё же более позитивные эмоции, а спектакль заставил задуматься».