«Мой бедный Марат»: о треугольниках…

Краткое описание: 

Белорусский республиканский театр юного зрителя потому и носит такое название, что его репертуар – молодёжный и для молодёжи. Именно поэтому он уже изначально вписывается в концепцию Международного молодёжного фестиваля «M@rt.контакт». Но от теории к практике – постановка, привезённая к нам режиссёром Егором Лёгкиным, во многом получилась противоречивой.

Полное описание: 

Любовный треугольник, незатейливо сплетённый главными героями, никак не может разрешиться вплоть до последней минуты. И если первый акт ненавязчиво демонстрирует нам едва завязывающиеся отношения между молодыми людьми, то второй – откровенно «давит» неразрешимостью абстрактной проблемы. Абстрактной оттого, что она будто бы есть – борющиеся за девушку молодые люди всячески подтрунивают друг на другом и что есть сил «петушатся», а вроде бы и нет её – троица вполне мирно сосуществует. Зритель, следящий за классической историей, находится в очевидном противоречии – это сильнейшие в мире чувства или просто привычка?

Герои наполнены силой и в тоже время именно от неё они слабы и безвольны – парадокс. Чувство окрыляет их, но со временем ставит на колени, заставляя делать выбор. Задорный Марат или тонко чувствующий Леонидик? «Или-или», и так – на протяжении всего спектакля. События разворачиваются во время блокады Ленинграда в 1942-м г. Но складывается такое впечатление, что «Ленинград» – это не столь значительное уточнение.

Истории о «блокадном Ленинграде», как правило, сопровождаются демонстрированием жестокости, рассказами о голоде и т.д. В спектакле всего этого нет... Подобная история могла случиться в любом другом городе – девушка, потерявшая свой дом из-за бомбёжки и встречающая парня, который без оглядки влюбляется в неё. От блокадного Ленинграда в истории, увы, ничего не осталось.

Режиссёр, забывая обо всём остальном, сосредотачивает действие именно на игре молодых актёров – Василия Козлова, Геннадия Горанского и Юлии Смирновой. Именно они в диалогах и даже в танце открывают публике эмоции и переживания. Важно было сделать это ненавязчиво, не спугнув зрителя растянувшейся нерешённостью проблемы.

Актёры старались – танец «приевшейся жизни с постылым мужчиной» получился в духе современного динамизма: исполняя его, актёры буквально переполнялись внутренним жаром. Пластичность актёров помогает понять нам, как раздражена главная героиня, как беспокоен её нелюбимый супруг, чем они живут все эти годы, как они это переживают.

Режиссёр ограничился небольшим количеством декораций: табуреты, пианино… Всё остальное пространство заполнили сами актёры. Заканчивается спектакль восклицанием главной героини, стоящей на коленях: «Мой бедный Марат». Ключевое слово в постановке, таким образом, – «бедный».

Симонова Алёна, МГУ им. А.А. Кулешова