Бездыханная легкость Русского драматического театра Литвы

Краткое описание: 

Русский драматический театр Литвы привез на Могилёвский фестиваль «Сволочную любовь». Спектакль поставлен по мотивам повести современного российского писателя и кинорежиссера Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Сюжет с первого взгляда прост – бабушка воспитывает восьмилетнего внука Сашу, которого забрала у дочери. Именно он – рассказчик, который повествует о событиях своего детства в 1970-е гг.

Полное описание: 

Те, кто читал книгу Санаева, знают о том, что она полна «черноты», тяжелого советского уклада со старыми коврами, душными углами, в которых будто прячется маленький Саша. Книга однозначно тяжелая. Более того, она – шокирующая, вскрывающая реалистичный кошмар жизни главного героя, в котором есть место лишь истерикам и запретам. Деспотичная женщина, превратившая жизнь близких в ад, но лишь потому, что и она сама живет в аду.

Спектакль Русского драматического театра не так мрачен... Конечно, со сцены «льётся» брань, мальчик с дрожью в голосе просит его похоронить под плинтусом у мамы в квартире; старая женщина, исковерканная страданиями, то рыдая, то крича, рассказывает об умершем сыне, об одиночестве, о психушке, куда отправил её муж.… Но все это не похоже на шоковую терапию самой книги Санаева. Все – как-то легче, несмотря ни на что остается пространство для смеха, для забавных ситуаций, для такой вот странной, «сволочной любви».

Интересно разрешен вопрос с декорациями – нет пыльной «совковой» квартиры, вместо этого – большой экран, на котором сменяются слайды. Кроме того, важным элементом, делающим спектакль легким, является то, что за всё время актеры ни разу не прикасаются друг к другу. Бабушка выкручивает внуку ухо, а на сцене они лишь стоят рядом, все действия направлены на зал. Будто режиссёр говорит нам – да, герои страдают, мучаются, но жестокость не происходит на самом деле.

Центральная фигура спектакля – бабушка. На ней держится все действие, женщина бурлит злобой и переполняется безумной любовью к внуку. «Меня все предали, только ты не оставляй меня, Сашенька». Здесь замечательно сыграна трагедия одинокой женщины, положившей жизнь на алтарь служения близким. Она любит всепоглощающе и странно: вместо ласки – тумаки, вместо добрых слов – грубая брань. Это замечательный пример русской женщины как бы «в негативной перспективе» – она полностью отдается эмоциям, она пилит всех вокруг и превращает их жизнь в ад.

Ближе к финалу вся эта «лайт-версия» будто обрывается. Бабушка Саши начинает свой иступленный монолог у закрытой двери, за которой спрятан смысл всей её жизни. Женщина не может уйти, она кричит, угрожает, умоляет, потому что безумно любит внука, правда, своей «сволочной любовью».

Елена Игнатова, МГУ им. А.А. Кулешова