«Самая не-Белая история «М@rt.контакта»

Краткое описание: 

Спектакль «Белая история» обозначен в программе как «фэнтези». Однако самого «фэнтези» увидено не было: сцены спектакля вполне реальны. Согласитесь, были же когда-то королевы и их слуги. Действие развивается на манер компьютерной игры, в которой каждый уровень отмечается гонгом. Другой подзаголовок в афише звучит как «виртуальные хроники». Виртуальность выразилась в наличии салатового курсора и звучании музыки-заставки из ОС «Windows». Для чего это – непонятно… Разве что для привлечения молодёжи. Посмотрит юный геймер в программку, а там – «виртуальные хроники». И подумает: «Вау, надо сходить!»

Полное описание: 

Спектакль вызвал у людей смешанные чувства: одни выходили из зала в полном восторге, другие – в некотором недоумении. Предлагаю разобраться в минусах и плюсах постановки. Начнем за «упокой»... Насторожило то, что «фэнтези» оказалось фактически шоу-программой. Сложилось впечатление: задача актеров состоит в том, чтобы веселить публику, ничего более.

Сцены из жизни «Белого королевства» не укладывались ни в какую хронологию, предлагались разрозненными мизансценами. Непонимание вызвала главная героиня, периодически снимавшая корону и менявшая волосы с рыжих на седые. В связи с этим вопрос: речь идёт об одной и той же женщине или это два разных персонажа?

Шокировали бутафорские костюмы – некоторые были откровенно пошлыми. Например, наряд синеволосого персонажа. Его грудь перетягивали кожаные ремни, а сам герой был втиснут в бутафорское жёлтое бельё. С одной стороны – смешно! С другой – не очень... Многие шутки были вульгарны.

Теперь о «здравии»… Смеяться действительно было над чем. Игра актёров талантлива, они веселят без слов: мимикой, интонацией, танцем. Большое внимание уделялось публике, и она отвечала «Комик-тресту» взаимностью. Приковать взгляды огромного зала – дорогого стоит. Актеры справились с этой задачей. Еще один плюс: в спектакле действительно много интересных сцен, есть то, над чем стоит подумать.

Так, мы понимаем, что «Белое королевство» – это целый мир. Не только современный, но и тот, который был раньше. Королева, не задумываясь, рубит головы. Несколько столетий назад точно так же поступали европейские монархи. Слуги, вроде бы любящие свою госпожу, норовят её отравить. Исторические аллюзии найти здесь несложно… Ещё одна тема – борьба с системой. В спектакле присутствует невидимый системный администратор, который управляет героями с помощью курсора. Персонажи бунтуют, они сопротивляются, жаждут свободы. Однако люди-слуги – всего лишь «ярлыки» на «рабочем столе», существуют для того, чтобы ими управляли.

Логичным кажется вопрос: почему королевство именно «Белое»? Белый – традиционно ассоциируется с добром. Но какое же добро там, где рубят головы? Может, всё выкрашено в один и тот же цвет потому, что люди равны? Та же королева и её слуги – все они имеют равные права. Впрочем, иметь права и пользоваться ими – разные вещи. Поэтому слуги и выполняют прихоти капризной Королевы – они не используют то, что дано им от рождения.

Особенно интересной кажется сцена выступления Королевы на публике. С каким участием подданные повторяют любой бред, произнесенный монархом! Запуганные слуги кашляют вслед за Королевой, лепечут несуразности. Как кульминация воспринимается момент, в котором слуга учит «Высочество» говорить с людьми. Это несложная наука – нужно знать только одну фразу: «бла-бла-бла!».

Алла Ерошенко, Елена Долова, Наталья Грузд, МГУ им. А.А. Кулешова