«Над водой под мыслями»: главное вовремя набрать дыхание

Краткое описание: 

Спектакль немецкого театра «Марабу» идеально вписывается в концепцию фестиваля: он о молодёжи, для молодёжи и с участием молодёжи. «Над водой под мыслями» – рассказ о проблемах молодых из их же уст. И, что важно, из уст непрофессиональных молодых актёров. По словам режиссёра-постановщика Тины Юкер, актёры театра пытаются работать с биографиями молодых людей. «Мы стремимся, чтобы каждый актёр внёс вклад в постановку. И то, что ребята – не профессионалы, это привносит в их игру что-то свежее, естественное.

Полное описание: 

Каждый проигрывал свою историю. То, что говорили ребята со сцены – это их собственные мнения. Мы совместно искали темы. Например, кто-то сказал, что постоянно испытывает стресс. Мы одобрили тему «стресса», а потом придали ей форму», – заключает режиссёр.

Фабула проста: 12 подростков в знойный день отдыхают у бассейна, в то же время, они подпускают зрителя к самым тайным уголкам своих душ. Правда, в начале постановки нет и намёка на безмятежный летний отдых. Актёры, выстроившись на сцене, словно фигурки на шахматной доске, медленно покачиваются, держа в руках бокалы. Их движения напоминают колыхание водорослей под прозрачной морской водой.

Люди – обитатели подводного мира; жизнь – водоём. Эти параллели будут проходить сквозь весь спектакль. На обтянутой белой тканью сцене, символизирующей бассейн, произносятся искренние признания. Герои, держа в руках микрофоны, говорят о том, о чём умалчивают перед друзьями. Проблемы самореализации, индивидуальности, страх за своё будущее знакомы всем подросткам мира.

Все 12 персонажей различны: напористый, трусливый, скромный, бунтующий... Все вместе они напоминают экосистему аквариума: водоросли, быстрые и подвижные гуппи, медлительные улитки. С помощью мультимедиа несколько раз эта атмосфера становится не только воображаемой, но и визуализированной. Белая ткань превращается в полотно для проектирования жизни на морском дне.

Самый напряжённый момент в спектакле построен на хореографии. Герои будто подают друг другу «знак SOS». Слаженный танец-призыв с каждой секундой становится всё хаотичнее, отражая внутренне состояние растерявшегося, паникующего человека.

Алеся Пучко, МГУ им. А.А. Кулешова

Комментарии:
Александр Михайлов, заслуженный деятель искусств России, режиссёр спектакля «Алые паруса» (г. Орёл):
– Увидел симпатичных молодых людей, которые ищут средства выражения для рассказа о своей жизни. Спектакль «Марабу» – не театральное высказывание, а искренний посыл от молодежи. Это попытка театра, хотя нельзя исключать того, что кто-то из них будет серьезно заниматься сценой.

Екатерина Аверкова, главный режиссёр Могилёвского областного драматического театра:
– В сентябре я была на одном из театральных фестивалей, на котором увидела несколько немецких спектаклей. Решила пригласить «Над водой под мыслями» на «M@rt.контакт», потому что это молодая труппа. Её актеры – яркие, интересные. В этом театре не все профессионалы, однако уровень их подготовки даёт им право называться профи. Для меня этот спектакль показателен в вопросе современных европейских театральных веяний. Здесь нет пьесы! Есть лишь тема, по которой молодые люди высказываются. Именно из размышлений и фантазий складывается постановка. «Над водой под мыслями» – очень поэтическая вещь, которую, мне кажется, интересно и полезно смотреть белорусскому зрителю.

Антон (зритель):
– Всё очень понравилось, хотя сильных эмоций не испытал. Возможно, потому что в моей жизни сейчас нет ничего мрачного, есть вдохновение. В противном случае, меня бы могло выбросить из-под воды наружу бассейна.

Татьяна (зритель):
– Спектакль понравился. Главная мысль о том, что люди похожи – у всех есть какие-то проблемы и мысли. Нужно чувствовать один одного.
Андрей Ильеня, Алла Ерошенко, МГУ им. А.А. Кулешова