Режиссеры - о Григории Белоцерковском

Мы попросили режиссеров, которые работали с нашим дорогим юбиляром, народным артистом Григорием Яковлевичем Белоцерковским, поделиться впечатлениями, мыслями, мнениями об этом замечательном человеке и талантливом актере.

САУЛЮС ВАРНАС, режиссер:
– Могу подтвердить всем хорошо известное, что Григорий Яковлевич действительно прекрасный актёр – с редким Божьим даром... Он настолько органичен в своей природе, что почти любой, неважно кем написанный текст как будто создан специально для него и органично ложится на его природу.
Первая наша встреча была в спектакле «Тарелкин» по текстам Сухово-Кобылина, где Григорий Яковлевич сыграл роль Пристава Оха. Персонаж родился очень ярким, сложным. Григорий Белоцерковский всегда не просто играет предложенную ему роль, а судьбу персонажа. И это приковывает внимание зрителя, заставляет его, в свою очередь, примерять эту судьбу на себя. Ох в спектакле «Тарелкин» был опасным хищником, хорошо освоившим правила игры того времени «я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак».
Он был совсем другим в «Женитьбе» и в «Последней ленте Крэппа», но и там был так же органичен, хотя все три спектакля игрались в разных жанрах и у всех персонажей были разные судьбы. Помню, что на одном из обсуждений после спектакля «Женитьба», кажется, на фестивале «Март-Контакт», молодая актриса из России сказала: «Мне было так жалко Жевакина, которого играл Белоцерковский Г. Я., что я согласилась бы выйти за него замуж».
Созданный Белоцерковским образ в спектакле «Последняя лента Крэппа» – самый убедительный Крэпп, которого мне удалось когда либо видеть на сценах мира. Жаль только, что этот спектакль так мало был сыгран и так мало кому удалось это видеть – участвовать в этой встрече, увидеть ещё одну сторону мира Григория Яковлевича, к которой нельзя было бы остаться равнодушным.
У меня было желание дать возможность раскрыться Григорию Яковлиевичу ещё с одной стороны – поставить с ним «Земляничную поляну» И.Бергмана, где он играл бы профессора Борга. Я даже написал сценическую версию этого киносценария, по которому Бергман поставил прекрасный фильм. Но наша работа по разным причинам, увы, ограничилась лишь читкой. Но как говориться, пока мы живы, ничто не поздно....
Поздравляю Григория Яковлевича с юбилеем! Желаю крепкого здоровья, беречь свой Божий дар и делиться им и всем своим жизненным опытом со зрителями, коллегами! И конечно, сыграть Борга и Короля Лира.

АЛЕКСАНДР ДОЛЬНИКОВ, режиссер

–Первым моим спектаклем в Бресте были «Две стрелы» Володина, я сам его предложил для режиссёрского дебюта. Я спросил у главного режиссёра Евдошенко Сергея Ивановича: «Кто из артистов умеет думать на сцене?» Мне нужен был артист на главную ролю главы рода. Мне ответили, что есть Белоцерковский. На первую репетицию я вызвал Григория Яковлевича индивидуально. Мы усердно изображали «думающих» людей. Я – режиссёра. Он – актёра. А потом оказалось, что не надо ничего изображать. А надо быть просто самим собой…
Григорий Яковлевич относится к тем замечательным артистам, который благодаря отличной театральной школе, полученной у Народного артиста России Орлова Дмитрия Алексеевича, мог говорить с тобой интеллигентно, слушая тебя, внимая твоим пожеланиям, но при этом оставался самим собой. Это уникальная способность большого артиста! Слышать тебя и оставаться на сцене самим собой! Я могу сравнивать Григория Яковлевича с великими артистами, с которыми мне пришлось работать. Олег Иванович Борисов, Евгений Александрович Евстигнеев, Ростислав Янковский, Фёдор Шмаков, Станислав Любшин и другие. Никогда я не встречал артиста более близкого мне по духу и по самой сути понимания актёрской профессии.
В каждый свой следующий спектакль я обязательно приглашал Григория Яковлевича! «Порог» Дударева. Это была роль, которую Григорий Яковлевич играл так, как будто последний раз на сцене… Я смотрел много спектаклей по этой пьесе Дударева в Москве, Витебске, Минске. Смею утверждать, что роль Буслая в исполнении Белоцерковского была лучшей! Сам автор пьесы Дударев позднее признал это.
Хочу остановиться на сказке о бездомных собаках «Прощай, Овраг!» Григорий Яковлевич играл бездомного хромого пса, которого сбил автобус и он умирал на свалке… Я до сих пор не могу сдержать слёз, когда вспоминаю его на сцене. Он просил надеть ему на нос перед смертью золотое колечко… Все рыдали. Был скандал на худсовете, что нельзя ТАК показывать смерть собаки! Я отвечал, что спектакль не от собаках, а о людях…
«Дон Кихот» по пьесе Булгакова стал вызовом системе. В главной роли Белоцерковский! Это единственная до сих пор постановка пьесы Булгакова в Беларуси! Меня вызывали в горком партии, спрашивали, зачем вам эта пьеса? Не хотели, боялись, что какой-то сумасшедший воюет с ветряными мельницами… (читай с советской системой). Спектакль быстро сняли. Но мы успели показать его в Витебске на гастролях, в Гомеле.
Следующий наш спектакль «Антигона» Жана Ануя вообще не принимали. Слишком много иносказаний о власти и протесте против этой власти. В главной роли – Белоцерковский. Философская тема… Я попросил приехать критиков из Минска. Приехала Татьяна Дмитриевна Орлова. Ей спектакль понравился. Но и его быстро сняли…
Мне надоела эта борьба с ветряными мельницами. И когда мы с Гришей приехали в Могилёв, где я встретил сопротивление группы актёров, закулисные интриги, у меня возникло желание уйти из театра… Но мы успели поставить «Седой аист» Василя Ткачёва с Белоцерковским в главной роли. Спектакль о возрождении жизни после войны в белорусской деревне. И сразу Григория Яковлевича признал и полюбил зритель в Могилёве!
Много лет спустя я поставил в Могилёвском облдрамтеатре с Григорием Яковлевичем А.Вампилова «Свидание в предместье». Спектакль шёл девять лет! Потом «Сказки старого Арбата» Арбузова, «Без Егора будет горе» Арбузова В.Ткачёва…
Теперь хочу поздравить дорогого мне артиста и смею сказать, друга, Григория Яковлевича, с 75-летием! Хочу поставить с ним спектакль- завещание «Человек из Ламанчи» – мюзикл. Где Белоцерковский- Сервантес, а Дон Кихот – Александр Кулешов!

Мечтать, пусть обманет мечта!
Бороться, когда побеждён!
Искать непосильной задачи
И жить до скончанья времён!

Любить, пусть обманет любовь!
Остаться неведомо где!
Когда опускаются руки,
Тянуться к далёкой звезде!

Вот мой девиз!
Прямые пути!
Мой долг - безнадёжно,
Но смело идти!

Сражаться, когда
Все гадают и ждут,
Выручая несчастных,
Что сами себя не спасут.

Умереть, сохранив до конца
Верность клятве своей.
Может быть, станет лучше наш мир
И добрей, и честней

Оттого, что один человек,
Не страшась ни преград, ни беды,
Больной и гонимый пытался
Достичь недоступной звезды

ВИКТОР КУРЖАЛОВ, режиссер:
–Я всегда про Григория Яковлевича знал (видел, ощущал) – это идеальный актёр для любого режиссёра (ОСОБЕННО НАЧИНАЮЩЕГО) . Он принимает ВСË, реализует ВСË что предлагает любой режиссёр. И ГЛАВНОЕ – он за любой эксперимент, любой риск, любую творческую авантюру.
ЭТО ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА ПРЕКРАСНО!

Я работал с Гришей и как партнер – он тогда был лет на сорок моложе, и я был пацаном. Он – человек, который не только сам играет, но и помогает играть тебе. В ЭТОМ И ЕСТЬ ВЕЛИЧИЕ АКТЕРА – человек с которым хорошо/интересно играется.
И ОН САМ ВСЕГДА ЛЮБИТ ПОМОГАТЬ МОЛОДЫМ. Поэтому когда из Университета пришёл выпускник Здоронков и директор театра предложил дать ему главную роль в авантюрном проекте «ОНА и Я» - у меня мгновенно возникла идея о назначении репетитором к Сереже Здоронкову Г.Я.Белоцерковского.

ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ, режиссер, актер:

–Григорий Яковлевич Белоцерковский – друг, коллега, педагог, отец, дедушка, Человек... Актёр столичного уровня, с прекрасной школой, которой можно восхищаться и завидовать. Это прекрасно, когда в театре есть человек, на которого можно равняться, у которого можно учиться, который в трудную минуту поддержит теплым словом, ненавязчиво подскажет, укажет дорогу и легонько подтолкнёт, направив по нужному пути.
Лично у меня было много таких случаев, когда нужное слово, сказанное в нужный момент, распрямляло мою спину, собирало организм в рабочее, боевое состояние, и я с новой энергией, продолжал начатое, готовое до этого рассыпаться в пух и прах.
А сколько молодых актёров он поддержал, научил!
Думаю, это самый плодотворный опыт, который может получить артист, находясь рядом с ярким, доброжелательным, готовым делится своими знаниями – Актёром, коллегой, Человеком.
С Григорием Яковлевичем мне пришлось поработать как в качестве актёра, так и режиссёра.
Поначалу было страшно: ты вроде как “командовать” должен, что-то убедительно вещать... Но природный такт и доброжелательность Григория Яковлевича в работе снимали моё напряжение, и дальше было сотворчество на основе взаимопонимания и взаимоуважения. За что я ему безмерно благодарен.
А ещё Григория Яковлевича невозможно ”расколоть” на сцене. Бытует такое мнение. Я расколол :)
Уланмырза Карыпбаев, режиссер:
– Когда мы только задумали спектакль «Последние свидетели» по прозе Светланы Алексиевич, самой первой моей просьбой-условием было участие в спектакле Григория Яковлевича Белоцерковского. Я был убежден, что без него спектакля не получится. И по окончании работы я был убедился в своих словах.
О дорогом Григорие Яковлевиче я был наслышан до начала работы над спектаклем, во время отпуска в июле месяце мне написала Ольга Владимировна (завтруппой) и сказала, что Григорий Яковлевич переживает за материал. Я успокоил её: мол, еще 2 месяца до начала работы! А сам стал переживать и ждать встречи с актерами, особенно с Г.Я.
Наступил первый репетиционный день: коленки дрожжжжат, волнуюсь! И вот вошел Г.Я. и сказал: “С Богом! Начали!” И меня отпустило, появилась уверенность в будущей работе. На следующий день мы Григорием Яковлевичем стали разбирать текст, выбранный им самим. И обнаружили, что его персонаж родом из Могилева – это был ЗНАК, что мы начали правильно, и спектакль должен начаться и завершится монологом Григория Яковлевича!
Мы говорим: старая школа. А вот на старой школе и держится весь театральный мир! Григорий Яковлевич – истинный корифей театрального искусства, который продолжает своей игрой и отношением к театру учить нас – молодое поколение.
Григорий Яковлевичу желаю зоровья! Новых ролей! Вдохновения! Я благодарен Богу за встречу с Великим актером земли Белорусской! Желаю встретиться с Григорием Яковлевичем в репетиционном зале. Верю в это!