«М.@rt.контакт-2012»: обсуждения первое

Краткое описание: 

ДЕНЬ ВТОРОЙ
22 марта состоялось первое обсуждения двух спектаклей, просмотренных в день открытия Международного театрального форума «М.@rt.контакт-2012». Вниманию зрителей были предложены: пластическое шоу от «Корняг-театра» «Спектакль №7», а также мюзикл «Алые паруса» Орловского театра для детей и молодежи «Свободное пространство». В обсуждении принимали участие как критики, так и члены жюри. В ходе дискуссии были высказаны разнообразные мнения, проанализировано увиденное с профессиональной точки зрения, затронуты острые и конфликтные моменты, разобраны положительные и отрицательные стороны предоставленных на суд зрителей работ.

Полное описание: 

Первым обсуждался «Спектакль №7» молодого белорусского режиссёра Евгения Корняга. Общее мнение можно выразить следующим тезисом: «Седьмой» – явление, нехарактерное для белорусского театра. Эта работа не вербальная, не фабульная. Выход белорусского театра на такой уровень – уровень свободного режиссерского высказывания, не привязанного к канонам и традициям – явление знаковое, более того, оно необходимо нашей сцене как воздух.

Впечатления критиков были различными. Кому-то спектакль пришелся по душе, кому-то – нет. «Против» высказались в основном приверженцы классического, чеховского театра. Многие критики высказали желание услышать живое слово в структуре постановки. Было отмечено, что, возможно, живое человеческое общение многократно увеличило бы эффект, оказываемый на сознание зрителя.

По словам театрального критика Кристины Смольской, наличие таких нетрадиционных работ на молодёжном фестивале просто необходимо. «На форуме много классических спектаклей, один мы видели вчера, несколько – ещё увидим. Можно сказать, что слово себя исчерпало, и такая тенденция, как пластический театр получила свое название: это постдраматический театр. Почему он появился? Словом уже невозможно стопроцентно донести какую-либо мысль, поэтому в ход идёт пластика. Спектакли Евгения Корняга всегда были интересны живыми образами. И самое главное, чего, возможно, не хватает белорусскому театру – диалога с публикой. В «Спектакле №7» он присутствует совершенно определённо».

Обсуждение представленного накануне мюзикла по одноимённой повести «Алые паруса» А.А. Михайлова вызвало в буквальном смысле бурю яростных споров и комментариев. Каждому из высказавшихся критиков нашёлся достойный оппонент, способный оспорить его мнение и не менее разумно аргументировать свою точку зрения. Вот некоторые из «критических» взглядов на спектакль:

«Людям, которые приходят в театр, глубоко «фиолетово» смотрят они постмодернистский театр, или – традиционный. Им интересно либо неинтересно! Они не сидят и не вычленяют концепции, схемы, законы. Всё это профессиональная «болезнь» критиков! «Алые паруса» – спектакль, на котором критикам делать нечего. И это не потому, что труппа какая-то «не такая», это потому, что люди, создающие мюзикл, конкретно, чётко, адекватно понимают ту целевую аудиторию, с которой они работают. Они очень чётко понимают то, что хотят сделать, в каком виде, какого конкретного результата хотят добиться. Нравится критикам или нет – дело десятое».

«Театр «Свободное пространство» – старый друг, который самим своим присутствием определяет формат и расставляет акценты фестиваля, и мне не хотелось бы попасть в такую ситуацию, в которой я, сидя в зале, требую меня удивлять. Лично я в театр с такими мерками не хожу.

Алена Игнатова, Алена Симонова, МГУ им. А.А. Кулешова