«Двери» в никуда вызвали в Могилёве гомерический хохот

Краткое описание: 

ДЕНЬ ВТОРОЙ
Во второй день «M@rt.контакта» зрители увидели постановку театра, который уже с полным основанием можно назвать хорошим другом могилёвского фестиваля. «Театр 19» из Харькова (Украина) представил спектакль «Двери» по мотивам пьесы Луиджи Лунари «Трое на качелях». Пьеса, написанная в 1989 г., не стала однодневкой. Уже много лет с большим успехом она идёт во многих странах мира.

Полное описание: 

В спектакле задействованы всего 4 актёра: Олег Дидык (Командор), Сергей Листунов (Капитан), Юрий Николаенко (Профессор) и Наталья Иванская (Женщина). Герои попадают в необычную ситуацию: приехав по разным адресам, они оказываются в одной и той же комнате. Тем временем в городе объявляют химическую тревогу. Но это ещё полбеды: вскоре четверо мужчин с ужасом осознают, что попали в «заколдованную комнату» из разных дверей. Причём каждый может открыть лишь свою собственную дверь. Но и это не всё… По желанию мужчин в холодильнике возникают то пиво, то лимонад, то горячий шоколад. Мистика, не иначе.

В следующих сценах начинается игра на узнавание. В комнате – человек с рациональным складом ума. Это Профессор, который всему ищет разумное объяснение, порой даже более неразумное, чем сама ситуация. Есть и несколько гротескный персонаж, вояка – Капитан. Он человек прямой, привыкший исполнять приказы. И, наконец, есть Командор, промышленник, который пришёл на свидание.
К гротескным образам, созданным актёрами, необходимо привыкнуть. Они – словно сошедшие с подмостков «Камедиа дель Артэ». В них всё слишком, всё чересчур. Профессор, Капитан и Командор – образы собирательные, но от этого не менее реалистичные. В каждом из персонажей узнаётся знакомый по какой-то конкретной жизненной ситуации человек. Невольно зритель начинает задумываться: а как повел бы себя он в таких «странных» обстоятельствах?

Ситуация приобретает ещё более неожиданный оборот, когда Командор вспоминает о том, что уже видел подобную картину. Люди садились на борт огромного круизного лайнера, но не помнили, как туда попали. Позже, сопоставляя факты, пришли к выводу, что они… умерли. Они умерли, и их куда-то везут. Лайнер – пограничное состояние между жизнью и смертью. К слову, в пограничном состоянии находимся и мы, когда проходим через дверь.

Мы одновременно куда-то входим и откуда-то выходим. Так вот эта концепция волей-неволей начинает развиваться в умах наших героев. У каждого своя реакция: кто-то начинает нервничать, а кто-то – успокаивается, создаёт видимость смиренности. Мужчины пытаются услышать то, что хотят услышать. В обычной фразе уборщицы им видится глубокий смысл, они даже принимают её за Деву Марию. Куда девалась вся их дерзость суждений и трезвость ума? Испарилась перед страхом Смерти.

А боимся ли мы смерти точно так же, как и герои спектакля? Этот вопрос, я думаю, возникал в голове у каждого, в каком бы возрасте он ни был. А если мы не умрём, по крайней мере, не сразу…

«Двери». Пограничное состояние. Интересное режиссёрское решение сцены помогает лучше воспринимать эту пьесу. В тексте двери расположены в разных стенах, в спектакле – они соединены между собой, слеплены в один большой параллелепипед. Герои выходят из крохотного пространства. Это напоминает фильм «Гиперкуб», где в одном кубическом помещении пересеклись разные пространства и времена. Капитан, Профессор и Командор попадают в чёрное пространство сцены из разных мест, но, правда, из одного времени.

Опять-таки, интересное режиссёрское решение: оформления сцены составляет всего два цвета. Чёрное пустое пространство и белые детали: вращающаяся конструкция из трёх дверей и холодильника, белые стулья… Герои тоже «окрашены» по-своему. Белый Командор с красным платком в нагрудном кармане, который раньше всех потянулся к вере. Черный, с нотками хаки Капитан, который поступает так, потому что его «сотворили таким». И серый Профессор, который не принимает ни одну из сторон. Есть ещё одна героиня в своём цвете – Женщина в красном платье появляется в самом конце.

Юлия Пеплер, МГУ им. А.А. Кулешова