Орловский театр опять удивил и порадовал

Краткое описание: 

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Спектакль «Алые паруса» Орловского театра для детей и молодежи «Свободное пространство» – это драматическая история о море, кораблях, моряках, сбывшихся надеждах и о несбыточных желаниях. И, конечно, о любви… Впрочем, не только об этом. Романтическая Ассоль, ждущая своего капитана, усилиями актёров и режиссёра предстала перед могилёвскими зрителями с новой стороны. Спектакль стал более острым и даже немного социальным – главная героиня поет в кабаке, где и встречает своего принца.

Полное описание: 

Отец девушки за драку садится в тюрьму. На сцене в стиле диско отплясывают девицы легкого поведения. Всего этого не было в первоисточнике. Видимо, времена сейчас другие – другие, очевидно, и интерпретации. Хотя не в путанах и тюрьмах дело! Они-то как раз и не главное! Важно то, что «Алые паруса» так и остались красивой, доброй сказкой, которую стоит смотреть обязательно, когда тебе 15, и желательно, когда тебе за 30. В первом случае для того, чтобы поселить в душе веру в мечту, а во втором – чтобы вспомнить, каково это – грезить о чем-то нетривиальном.

Спектакль полон танцев, легкие костюмы «волн» и «ветра» будто переносят зрителей в приморский городок, где плещется море и течет размеренная жизнь. На сцене стоит маяк, как символ доброй надежды и искренней, нерушимой веры. Впечатляет масштабная хореография, создающая эффект то колышущегося моря, то гудящей толпы. История, рассказанная со сцены – более яркая и насыщенная, более трагичная и одновременно более счастливая.

Происходит столкновение противоречий – обыденная реальность и сказочный мир Ассоль, жестокость Меннерса, который издевается над пришедшей за помощью женой Лангрена и сам Лангрен, трогательно поющий колыбельную своей дочери. Этот контраст – основной инструмент, которым зрителю доносится идея. На фоне дешевого кабака – наивность и чистота Ассоль кажутся более ценными.

Одна из проблем, затронутых в спектакле, на мой взгляд, заключается в умении верить. Город, в котором выросла Ассоль, погряз в рутине. Того, кто смеет мечтать, кто верит в чудеса, считают ненормальным. «Никакая она не тайна, она с небес не сошедшая, никакая она не святая, а просто она сумасшедшая», – эти строки совершенно точно выражают отношение к девушке, которая уже 4 года осмеливается верить в мечту.

Люди постепенно заражаются своеобразной болезнью, суть которой – в словах матери Меннерса-младшего: «Чудеса это как, чудеса это где? Ходить по воде это старый довольно фокус». В таком месте человеку трудно сохранить веру в Бога, остается лишь вера в «бутылку мадеры», как поет Лангрен. Спектакль полон интересных персонажей –мужчин и женщин – жестоких, нетерпимых, не желающих понимать других людей. И здесь исцеляющей силой, способной спасти человека, является любовь. Лангрен готов заколоть кинжалом своего врага, но его спасает любовь к дочери.

Меннерс-младший, типичный представитель этого затхлого городка, вдруг задумывается о жизни, когда влюбляется в Ассоль. Любовь – как панацея от закостенелости и отчаяния, как возможность жить, а не проживать. Пусть судьба главной героини полна трудностей, она все же верит, даже у алтаря все время оглядывается на море и получает в награду исполнение своей заветной мечты.

Елена Игнатова, МГУ им. А.А. Кулешова