15 мая - наш день рождения! Театру - 132!

15 мая 2020 года исполнилось 132 года с момента открытия здания Могилевского городского театра – центра культурной жизни Могилёва. Он стал одной из главных визитных карточек города и по сей день является таковой.
Театру 132
Из истории Могилевского областного драматического театра

Могилёвский театр стал первым в Беларуси учреждением культуры, для которого было построено отдельное специальное театральное здание.
Могилевский театр может по праву считаться лучшим по качеству, эстетике акустике в Беларуси.
В архитектуре здания, построенного из красного кирпича с деталями белого цвета, нашел отражение псевдорусский стиль. Расположение и устройство лож было сделано по образцу Варшавского малого театра.
До строительства театра профессиональные русские странствующие труппы неохотно жаловали своим посещением Могилев из-за отсутствия в городе театрального помещения. И горожане, и администрация города понимали: Могилеву необходимо постоянное здание театра.
Инженеры посчитали, что для постройки театра требовалось 20 тысяч. За недостающей суммой обратились к землевладельцам, купцам, ремесленникам Могилёва и уездных городов, к начальникам губернских учреждений и присутственных мест.
По результатам сбора денег видна особая заинтересованность могилевчан в строительстве стационарного театра. Интеллигенция города начала кампанию за сбор денег среди населения. Бедняки, служащие, студенты несли свои копейки и рубли комиссии, которая собирала средства. Многие богачи и помещики вносили лишь по 5 - 10 рублей. Местная городская и губернская интеллигенция – врачи, учителя, еврейская купеческая и торговая часть населения – собрали 6000 рублей. К середине 1886 года сумма добровольных взносов достигла 20 тысяч рублей. Приступили к строительству театра. Место выбирали тщательно. Остановились на площади у Муравьевского сквера, учитывая удобство для посещения его жителями всех частей города, а также то, что здание украсит центральную часть города
Строительство было сопряжено с трудностями, так как через весь Муравьевский сквер, выбранный для строительства, тянулся глубокий ров – средневековые оборонное укрепление с мостом, который нужно было убрать для возведения фундаментов стен театра.
Был создан специальный строительный комитет. Автором проекта здания театра стал энтузиаст художественной самодеятельности, художник, архитектор и музыкант Петр Георгиевич Камбуров. Он почти бесплатно отдал делу строительства театра много времени и сил. Это был образованнейший человек, способный инженер, художник, музыкант, человек передовых взглядов.
В то время строительные материалы были самого низкого качества, кирпич был чрезвычайно непрочным, и строителям пришлось отказаться от первоначального проекта трёхэтажного здания эллипсовидной формы. Театру придали прямоугольное очертание, упростили проект, из-за скудности средств отказались от металлической занавеси и противопожарного оборудования. После открытия в здании театра появились трещины из-за неравномерного заложения фундамента (некоторые капитальные стены закладывались на глубине до 10,5 метра).
Из-за нехватки средств на строительство, вопреки правилам, в нижнем этаже были выделены три помещения под магазины, арендная плата за них должна была погашать долг банку.
В мае 1888 года здание театра было полностью закончено, его общая стоимость составила 55 тысяч рублей.
Внутреннюю художественную отделку, живописные и лепные работы выполнил местный художник-живописец Чернышёв, им же был украшен лепкой деревянный круг, встроенный в потолок зала и впоследствии разрушенный. Вокруг зала размещались вестибюль, фойе, кулуары, служебные и административные помещения. Была устроена выходящая в сад веранда, балкон у входа.
14 мая 1888 года законченное здание театра, после освящения, было торжественно передано в дар городу. А 15 мая в городском театре состоялся первый любительский спектакль, на который многие желающие не могли попасть из-за быстрой распродажи всех билетов. Давались четыре небольшие пьесы, первой из них была «Семейные тайны» - бытовая пьеса с комическими ситуациями. На праздновании сияли орденами вице-губернатор, городской голова, местные богатеи. Автор сметы и проекта П.Г.Камбуров, молодой художник Чернышев, а также художник, который написал занавес и декорацию, мастера-строители были в толпе – но не среди тех, кто открывал театр!
С этого момента активизировалась театральная жизнь Могилева. Театр сразу же стали снимать под антрепризы. Театр стал местом встреч городской интеллигенции. На этой сцене выступали пианист и композитор Сергей Рахманинов, Шаляпин, Собинов, гастролировала Менделеева-Блок (жена А.Блока), блистала знаменитая актриса Вера Комиссаржевская и другие знаменитости, давали представления русские труппы Петербуржского литературно-художественного театра, кабаре "Летучая мышь".
С 1915 года театр регулярно посещал Николай II, в царской ложе с вензелем он регулярно смотрел кинохронику. А в революционные годы на сцене и театральном балкончике над площадью выступали Н. Крыленко, Л. Троцкий, М. И. Калинин.
Начиная с 1928 по 1939 год на могилёвской сцене работал известный белорусский актёр, режиссёр, талантливый организатор В. Кумельский со своей труппой. Он сумел организовать первый в Беларуси Русский театр, который впоследствии был переведён в Минск.
В 1938 году Витебский белорусский государственный театр привёз в Могилёв пьесу Якуба Коласа «В пущах Полесья». На открытии этих гастролей в нашем театре выступали Янка Купала и Якуб Колас.
В конце 1945 г. в Могилев была переведена труппа Гомельского областного русского драматического театра, после войны этот коллектив расформировали и большинство работников театра перешло в Брестский областной драматический театр. Здание театра в Могилеве осталось без постоянного хозяина, изредка принимало гастролеров
Новые хозяева появились лишь в 1954 году, когда в Могилёв перебрался Пинский областной драматический театр. Театр стал называться Могилёвским областным драматическим.
Театр сохранял практически свою первоначальную патриархальную «начинку» и почти домашний уют. Старожилы театра помнят, как в зале во время спектакля пахло печным дымком.
Когда в 1967-м во время ремонта решили поправить провисший потолок, оттуда, вспоминает бывший главный художник Марк Николаевич Волохов, рухнуло вековое «барахло», пуды пыли, а также пулемёт времён гражданской войны и скелет красноармейца – в шинели, будёновке и ботинках!
Столетнему театру требовался капитальный ремонт. В 1985 году Министерство культуры Беларуси вообще предложило снести театр, а на его месте построить новый, на что были выделены средства. Но на защиту старого театра поднялось всё население города. Театр отстояли. Кстати, в 1929 году в Могилеве уже собирались построить новый театр на 1200 мест в традиционном советском стиле. Уже и проект был, и название — имени Горького. Но что-то, к счастью, стройке тогда помещало...
Могилев, наверно, единственный город в Беларуси, где, добиваясь капитального ремонта аварийного здания театра, в начале 1990-х годов бастовали актеры. Они прошли с лозунгами на площадь Ленина, к Дому Советов, чтобы их услышала власть.
На ремонт театра собирала деньги, как некогда на строительство, могилевская интеллигенция. Дали благотворительный спектакль. Театр, наконец, закрыли на капремонт и реконструкцию в 1991 г. Но умер архитектор, не хватало денег, и с 93-го театр превратился в один из многострадальных долгостроев.
Реконструкция затянулась. В 110-летний юбилей (1998 г.) театр переживал не лучшие времена. Труппа работала в сложных условиях, в здании бывшего дома политпросвящения, где не было атмосферы театра, и зрителям было неуютно. И вот наконец 27 января 2001 года после долгого-долгого перерыва двери Могилёвского областного театра распахнулись перед артистами и зрителями, и этот день вошёл в историю города, как второе рождение театра.
При реконструкции старались сохранить основную историческую часть театра, прежний "театральный дух", неповторимость старой сцены, а главное - непревзойденную акустику. Структура зала осталась прежней. В зрительном зале на 330 мест, восстановили весь прежний интерьер: балконы с резьбой, царскую ложу теперь украсили гербом Могилева. Заказали шикарную мебель. Единственное новшество — кабина для звукооператора и светоаппаратуры. Поручни ложи и балконов, стулья обтянуты зеленым бархатом. Украсили зал и фойе шикарными люстрами и бра, которые обрамляют восстановленные лепные украшения на потолках.
Гардероб и санузел сделали в подвале. А столярный, слесарный, бутафорский цеха, живописная мастерская, постирочная — в пристройках. В ложе за театром — актерское фойе, репетиционный зал. Воорузили на крыше и старый флюгер с датой "1888". Его хранил у себя во время затянувшейся реконструкции Марк Волохов. На портале театра и лестничных маршах поставили отреставрированные кованые решетки с клеймом "1888".
Архитектор Наталья Кузнецова объездила всю Беларусь в поисках кирпича необходимого качества, но не нашла, и его пришлось покупать в Латвии и Санкт-Петербурге.
В 2003 году, в начале нового театрального сезона, состоялось открытие скульптурной композиции у входа в театра - бронзовой дамы с собачкой. Автор – белорусский скульптор Владимир Жбанов. Он изобразил героиню чеховского рассказа «Дама с собачкой» Анну Сергеевну и ее четвероногого друга по прозвищу Шпиц.