В театре размышляют о нормальном человеке

Краткое описание: 

Какой он, белорусский театр для молодых? Ответить на этот вопрос поможет новый могилёвский моноспектакль «Хозяин кофейни». Почему именно он? Во-первых, за текст, написанный молодым белорусским драматургом Павлом Пряжко, взялась Екатерина Аверкова – самый молодой главный режиссёр Беларуси. Во-вторых, актёр Александр Кулешов и все, кто работал над спектаклем – люди исключительно молодые. Плюс ко всему спектакль «Хозяин кофейни» представит Могилёв на Международном молодёжном театральном форуме «M@rtКонтакт-2012».

Полное описание: 

Первое, что бросается в глаза, необычный текст. Актёр обращается к залу от имени Павла Пряжко. «Если актёр читает сейчас этот текст со сцены…». Автор намеренно не работает со словами, не удаляет многочисленные повторы, слова-паразиты. Такова его идея: поток мысли, чистый монолог, а не его имитация. Пряжко отвергает форму в пользу смысла.

В этом случае особенно интересно то, как этот текст истолкует режиссёр и то, как его интерпретирует актёр. Важны интонация, нюансы. Ведь это не заученный текст, а мысли, приходящие в голову драматурга, сбивчивые, стремительные. Понятно, почему Александр Кулешов заметно волновался в самом начале премьерного спектакля – нужно было нащупать правдивую интонацию, найти то настроение, которое соответствовало бы его метущемуся образу. Прошло несколько минут – и актёр вполне освоился, даже увлёкся своим не всегда цензурным рассказом. А может быть, он ДОЛЖЕН БЫЛ волноваться? Может, это режиссёрская установка? Если так, то всё у Саши Кулешова получилось на 110%.

В спектакле есть, как сейчас модно говорить, интерактив. Фактически никакой границы между зрителями и актёром не существует. Он живо общается. Причём совершенно непонятно, где заканчивается оригинальный текст и где начинается импровизация.
Моноспектакли гораздо короче, чем привычные для нашего зрителя академические постановки на большой сцене. Оно и понятно: на протяжении всего действия актёр должен удерживать внимание публики, не должен её утомлять. «Хозяина кофейни» смотреть не утомительно. Действие начинается, прерывается и заканчивается видеороликом (автор – Дмитрий Важник). Кадры в сочетании с музыкой Валерия Кондратьева позволяют отвлечься. То есть когда несуразный (скажем прямо) текст произносит актёр, зритель напрягает слух, вникает в смысл, а когда смотрит видео и слушает музыку – расслабляется.
Другое дело сам текст – своеобразный сундук мнений. Человека сейчас интересует не просто информация о событиях, а мнение о них других людей. И в этом смысле текст Пряжко актуален. Он рассуждает «о важном». О том, что важно конкретно для него и что он об этом думает. Пряжко ищет нормального человека, рассуждает, что есть норма и аномалия. Ценно ли его мнение? Согласиться ли с автором? Думаю, каждый задал себе этот вопрос. И ответил на него.

Юлия Пеплер, МГУ им. А.А. Кулешова