Александр Кулешов: «Хорошо, когда спектакль нравится. Это круто!»

Краткое описание: 

Александр Кулешов исполнил роль «современного человека» в постановке Екатерины Аверковой «Хозяин кофейни». Спектакль это вызвал неоднозначную реакцию. Многим литературный материал (автор текста Павел Пряжко) кажется излишне эпатажным. Другие, наоборот, считают его правдивым. Что по поводу спектакля думает его главное действующее лицо? Вопросы актёру задавала Алеся Пучко.

Полное описание: 

– Каково это – представлять театр на фестивале, да ещё с моноспектаклем?

– Конечно, я волнуюсь! Ведь это большая ответственность. И я почувствовал это уже с того момента, как только узнал об идее спектакля, о том, что он будет в программе.

– Пьеса «Хозяин кофейни», так сказать, не совсем обычная. Расскажите о своих впечатлениях после её прочтения.

– Честно? Я вообще ничего не понял. Читал долго, потому что она написана не совсем обычным стилем. Это поток сознания автора: нет знаков препинания, нужно было самому их расставлять, чтобы вырисовывался смысл.

– Вам близки мысли Пряжко?

– В чём-то я с ним согласен, а в чём-то – не совсем. Хотя… По большому счёту согласен.

– Долго работали над образом «сомневающегося молодого человека»?

– 2 месяца. Было нелегко, но интересно. Понятно, что это не репертуарный театр, и мне было тяжело добиться правды в разговоре со зрителем один на один. Нужно было идти от себя, что очень сложно. Долго не давалось начало: «Меня зовут Павел Пряжко…». У меня не получалось, потому что я начинал играть, а здесь нужно по-другому. Нужно по-честному.

– Во время спектакля можно увидеть спроектированные на потолок фотографии людей. Кто эти люди? В чём смысл этой задумки?

– Это обычные люди. Идея поиска нормального человека. И среди них его нет. Да, они все счастливые и красивые, но они не совсем нормальные. Потом что «не реализовывают ту возможность, которую даёт им общество». В конце спектакля получается, что «нормальный» человек оказался не таким уж «нормальным». Ещё надо поспорить, кем лучше быть: хозяином кофейни или «нормальным» человеком. Хозяин кофейни ведь счастлив. Может, люди на фотографиях более нормальны, чем тот, кто «нормален» по формуле Павла Пряжко.

– До знакомства с пьесой задумывались ли вы над понятиями «инфантильность» и «аномалия»?

– Нет. Не задумывался. Паша открыл мне глаза. На самом деле аномалия существует. Я просто не знал, каким словом это явление обозначить. Мир изменяется, изменяются приоритеты, теряется человечность. Люди престают общаться друг с другом, слушать и слышать друг друга. Назрела необходимость открыть людям глаза, сказать: «Проснитесь!»

– Вам ближе классический театр или экспериментальный?

– Сложный вопрос. Я считаю, что должно быть место и тому, и другому. Сказать, что я хочу участвовать только в таких проектах? Нет! Просто кому-то нравится Гамлет, а кто-то пойдёт на «Хозяина кофейни».

– Два раза вы уже играли этот спектакль: первый – на малой сцене, второй – в ночном клубе «Cuba». Где было комфортнее?

– В «Cube» было легче. Пришла молодёжь, а разговаривать со сверстниками всегда проще. После спектакля ко мне подходили люди и благодарили, делились впечатлениями. А некоторые продолжали вести разговор с моим персонажем. Например: «Ты там говорил про самолёт? Вот и я об этом думал…» Зрители хотели общаться и это классно. Если человека зацепило, он хочет говорить, обсуждать, значит, в этом что-то есть. Хорошо, когда спектакль нравится. Это круто!

Алеся Пучко, МГУ им. А.А. Кулешова