Гендерный аспект новой театральной премьеры

Может ли репертуарный спектакль быть режиссёрским откровением? Может, если этот спектакль поставил Петрович. На минувшей неделе Владимир Алексеевич баловал театральных гурманов пьесой Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Зрители были в восторге - такого единодушия в положительных оценках не припомнят даже театралы со стажем. «Мужчина к празднику» - одна из лучших постановок последних лет, которой, без сомнений, суждена долгая творческая (фестивально-репертуарная) жизнь.
В этой постановке есть всё - прекрасная игра актёров (заняты Евгения Белоцерковская, Александр Пьянзин, Людмила Гурина, Екатерина Кондолева), энергетически мощный и, в хорошем смысле этого слова, «раскрученный» литературный материал (пьеса Птушкиной не сходит с афиш многих театров, она экранизирована - фильм «Приходи на меня посмотреть» с Олегом Янковским любим миллионами зрителей). Наконец, в постановке, о чудо (!), есть режиссёр.
И это, кстати, не фигура речи, это важное замечание относительно того, что в спектакле ощущается стиль Петровича, его, если хотите, индивидуальный подчерк. Это заметно и в выборе актёров, и в расстановке акцентов, и в едва заметном, но всё же ощущаемом каждую секунду присутствии режиссёра на сцене. Актёры - не сами по себе, они - в упряжке. Поэтому в спектакле присутствуют целостность и даже некоторая академичность, которая проявилась, в том числе и в бережном, почти трепетном отношении к литературному материалу.
Режиссёр неотступно следует за автором. Единственное, пожалуй, отличие - Татьяна у Петровича на 20 лет моложе. Но в этой-то «пустяковой» разнице - всё и дело… Персонаж Евгении Белоцерковской - не старая дева, а, извините за каламбур, просто дева, т.е. женщина, не утратившая шарма и надежды на счастье. Татьяна в спектакле - нежная и душевная. Совсем как Надя из «Иронии судьбы…». У неё не всё потеряно, у неё, скорее, - всё впереди. А вот у Игоря, «скушавшего кашки и влюбившегося в старую деву» (как написано в одной из аннотаций к художественному фильму) - всё куда хуже.
Игорь одинок и жалок, ему нужна семья позарез, потому что другого шанса обрести счастье не будет. Не удержимся от сравнения: Янковский сыграл льва, попавшего в женский капкан, а Пьянзин - мышонка. Поэтому зритель следит не за тем, как женщина обретает счастье, а затем как мужчина становится счастливым. Это большая разница! И в этом - весь Петрович, а если говорить человеческим языком - в постановке могилёвского театра драмы проявился гендерный конфликт «Автор - Режиссёр». Напомним, в оригинале пьеса называется «Пока ОНА умирала», а спектакль озаглавлен: «МУЖЧИНА к празднику». Т.е. акценты сместились с женщины на мужчину.
И если уж совсем глубоко копать, то Петрович предложил своим зрителям историю о том, как блудный Адам возвращается к своей Еве, т.е. историю об утерянном и обретённом мужском рае. Иными словами, на один и тот же библейский сюжет только разными глазами посмотрели женщина-автор и мужчина-режиссёр. И это, наверное, нормально - с гендером не поспоришь. Однако именно внутренний конфликт - перетягивание читателя с женской истории на мужскую придаёт спектаклю некоторую... пикантность.
Отметим блестящую игру Людмилы Гуриной (Софья Ивановна) - у неё получился очень лиричный и, главное, правдивый образ советской дамы бальзаковского возраста. Не менее органичный и целостный образ у Екатерины Кондолевой. Её Диана - разбитная барышня с городской окраины - узнаваема. Актрисе необходимо было найти разумный баланс между реалистичностью и вульгарностью. К счастью, ей это удалось. Ставим точку. Хотя нет - напоследок ещё раз заметим: спектакль стоит того, чтобы его посмотреть. Обязательно сходите - не пожалеете.
П. Леванович
mycity.by