Лауреат Нобелевской премии, режиссер из Киргизии, война: «Последние свидетели» на сцене Могилевского драматического


Премьера спектакля «Последние свидетели» по книге Светланы Алексиевич назначена на 24 октября, но журналисты vMogileve.by уже все знают. Мы посетили генеральный прогон и выяснили, что представляет собой постановка и под каким соусом ее подает режиссер. Наша инструкция: преподнесение – процесс – результат – впечатления.

Последние свидетели

Постановкой спектакля занимается Уланмырза Карыпбаев. Приглашенный молодой режиссер взялся за создание спектакля по художественно-документальной прозе Светланы Алексиевич.

Светлана Александровна Алексиевич — советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов. Пишет на русском языке. Первый белорусский и шестой русскоязычный лауреат Нобелевской премии по литературе.
Последние свидетели
Заявленный жанр — «симфония недетских воспоминаний». Оспорить это невозможно. Перед входом на сцену стоит стенд со старыми фотографиями. Продолжение. На момент показа сцена превращается в клубок воспоминаний с черными, пропитанными пеплом нитями. Перед зрителями по очереди появляются люди, чью жизнь разрушила война. У кого-то она забрала детство, у кого-то семью, а кто-то потерял жизнь. Все продумано до мелочей, ведь каждый актер выбирает свою нить, свою судьбу.

«Форма такого спектакля предполагает индивидуальные репетиции и к нему нужен особый подход. И малая сцена была выбрана не просто так. Атмосфера здесь передается по-другому. Лучше сыграть 1 раз здесь, нежели 15 раз сыграть на большой», — делится мыслями режиссер.
Последние свидетели
Смотреть подобные постановки невероятно сложно. Зрители не могут сдерживать свои эмоции, особенно это касается людей постарше (по логичным причинам). Это ли не показатель качественной работы режиссера и актеров? Но есть и другая сторона медали: каково людям, играющим чужие трагичные жизни?

«Если глубоко подпускать к себе роли, можно сойти с ума», — коротко и ясно отвечает актер Андрей Корзан.
Последние свидетели
Самый интересный вопрос, пожалуй, в другом. Почему Уланмырза Карапбаев остановился на этом спектакле? На обсуждении постановки после спектакля один из гостей спросил, чем человека родом из Киргизии зацепила Алексиевич и ее «Последние свидетели»?

«Родился я в Киргизии и перед тем, как уехать, мне довелось увидеть войну. Я видел ее пять дней, а не пять лет, но мне хватило. Люди как были жестокими, так и остались», — отвечает Уланмырза.
Последние свидетели
То, что работа режиссера зацепила зал, понятно по реакциям зрителей. Отдача явно есть:

«Очень благодарю вас за то, что вы взяли эту тему. Вы все прекрасно прожевали и преподнесли»

Последние свидетели
Проблема есть везде. Неважно, кто о ней говорит. Важно, что есть факт ее наличия. Кроме того, поднималась тема человечности. В спектакле звучали такие слова, как «Мама говорила, что всегда нужно оставаться человеком». Были партизаны, были фашисты, но и те, и другие могли оказаться как хорошими людьми, так и плохими. Но не будем раскрывать все фишки постановки и обойдемся без спойлеров, хотя очень хочется.
Последние свидетели
Режиссер отметил, что спектакль рассчитан на все возрасты. Людям следует помнить о вещах, оставивших след в трех поколениях. Некоторые эту память навязывают, другие молча чтят.

«Если не говорить об этом, то зачем это было?»

22.10.2019. Информационный отдел vMogileve.by. Антон Турков