ХIV Международный молодежный театральный форум «М.@rt.контакт-2019»

Март-контакт-2019

Уже 14 лет подряд Могилевский драматический театр, руководимый директором А. Новиковым, поддерживает добрую традицию, объединяющую одним крупным театральным событием два праздника. Здесь проводится Международный молодежный театральный форум М.@rt.контакт», ежегодно начинающийся 21 марта, в Международный день театра кукол, и завершающийся 27 марта в Международный день театра. На ХIV форум были приглашены театральные коллективы из России, Украины, Беларуси, Армении, Грузии, Приднестровья, Израиля, Польши, Литвы и Латвии. Они представили 23 спектакля, которые обсуждали десять театральных критиков, представителей разных стран. Данное культурное событие прошло при поддержке Министерства культуры Республики Беларусь и Могилевского областного исполнительного комитета. Министр культуры Ю. Бондарь и председатель облисполкома А. Кунцевич лично присутствовали не только на открытии форума, но и на некоторых спектаклях. Программа форума включала две составляющие, где одна складывалась собственно из программы спектаклей, вторая охватывала ряд мастер-классов, пресс-конференций, выставку картин, творческие мастерские: молодой режиссуры и молодой журналистики.
Март-контакт-2019

«М.@rt.контакт-2019» прошел под знаком «ко-продукции», что было отмечено в ходе пресс-конференции руководителем и куратором экспертной комиссии, театроведом Людмилой Громыко и театральным критиком, членом Германского Центра Международного Института театра (ITI) и Международной Ассоциации театральных критиков (ЮНЕСКО) Ниной Мазур. О международном сотрудничестве свидетельствовали заявленные в программе спектакли: «Гэтамы», созданный украинским режиссером Стасом Жирковым совместно с труппой Республиканского театра белорусской драматургии, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира — белорусским режиссером М. Лашицким и актерами Телавского государственного драматического профессионального театра им. Важа-Пшавела, «Охота на себя» по А. Вампилову — С. Жирковым с труппой РТБД, «А мы друг для друга – тени» — Д. Ахмадиевым из Приднестровья и А. Гланц-Маргулис из Израиля, «Вишневый сад» А. Чехова — грузинским режиссером Д. Мгебришвили с польскими артистами Нового театра, «Она его любила» по А. Иванову — С. Жирковым с артистами Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В. Василько и др.

Март-контакт-2019

Зарубежным театроведам было интересно познакомиться с искусством белорусских драмтеатров, которые были представлены семью коллективами. В первый день форума на двух площадках параллельно шли: монолог на два голоса «За крапивой берег» по мотивам произведений С. Есенина (реж. В. Яновец) Брестского академического театра Ленинского комсомола Беларуси и спектакль «Гэтамы» (реж. С. Жирков) по книге А. Горвата «Радзіва „Прудок“». Предлагая спектакль на белорусском языке, демонстрирующий одаренность и профессиональное мастерство актеров РТБД, С. Жирков погружает зрителя в национальный контекст и знакомит с элементами белорусского фольклора. Цепочкой небольших житейских историй, в которых вневременные, вечные человеческие проблемы сочетаются с местными, локальными мотивами, режиссер создает яркий, понятный без перевода stand-up, который воспринимается как самоопределение народа: «Это мы». Спектакль С. Жиркова отличается убедительным прочтением и преподнесением актерами текста, что выражается в жестах, мимике, пластике, интонациях. Как сообщил сам молодой режиссер, он добивается этого в процессе совместной работы, пробуждая инициативу артистов и не навязывая свое мнение. Два других спектакля С. Жиркова: «Охота на себя» по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» в исполнении артистов РТБД и «Она его любила» по пьесе «С училища» белорусского драматурга А. Иванова в интерпретации актеров Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В. Василько на украинском языке, — прозвучали менее выразительно.

Март-контакт-2019

Классическую трактовку гоголевского «Ревизора» с гротескными рисунками ролей и смелыми мизансценами, подчеркивающими актуальность темы взяточничества и продажности чиновников, предложили зрителям постановщик Н. Пинигин и режиссер Д. Тишко, работающие с труппой Национального академического театра им. Янки Купалы.

Март-контакт-2019

Камиля Хусаинова обратилась к творчеству белорусского прозаика В. Быкова, адаптировав к постановке его рассказ «Желтый песочек», в котором через судьбы отдельных персонажей представлена жизнь всего народа во времена сталинских репрессий. Эта работа стала режиссерским дебютом К. Хусаиновой на малой сцене Могилевского областного драматического театра. В спектакле множество деталей-символов: «ЖАХ 1937» — номер машины, везущей героев на расстрел, белесые «с того света» лица, длинные кожаные плащи, пионерский галстук, становящийся кровавым пятном на белых одеждах, граненый стакан, накрытый ломтиком черного хлеба, аккордеон, превращающийся из музыкального инструмента в пишущую машинку и др. Атмосфера непроходимой лесной глуши (звуки кукушки, щебетание птиц) окрашивалась леденящим ужасом от ощущения безысходности человеческих судеб и неизбежности смерти героев. Выходя после спектакля из театра, зрители с облегчением воспринимали уличный свет и вольный воздух как освобождение от только что увиденного и пережитого.
Март-контакт-2019

Любопытно, что и на мастерской молодой режиссуры киргизский студент СПбГАТИ Уланмырза Карыпбаев предложил на обсуждение критикам созданные (с актерами Могилевского областного драматического театра) за неделю эскизы спектакля по рассказу «Материнское поле» Ч. Айтматова на тему войны и величия человеческого духа. Работа подкупает доверительным тоном, точно найденным за короткое время репетиций. У. Карыпбаев оттолкнулся от идеи создания тактильной осязаемости предметов: по полу разбросано ароматное сено; посередине сцены — большой камень, подобный тем, что часто встречаются в полях; картину дополняли разложенные льняные ткани, разбрызгиваемая вода. Начинающий режиссер умело воспользовался приемом документалистики, не получившим, к сожалению, развития, но нашедшим яркое воплощение в виде кромсания актрисой бутонов и цветков красных тюльпанов, что аллегорически ассоциировалось с образом смерти.

Март-контакт-2019

В спектакле Гомельского городского молодежного театра «Королева красоты» М. Макдонаха нашла резонанс горячо обсуждаемая в Беларуси тема принятия закона о противодействии домашнему насилию. Режиссер Виталь Кравченко погрузил зрителя в совершенно реальный «кухонный боевик», в котором смертельно воюют две несчастные женщины: старая беспомощная мать и одинокая дочь. Режиссер в деталях показал жизнь ирландской глубинки, где постоянно льет дождь и процветает ложный патриотизм. Критиками была отмечена как творческая удача работа актрисы Галины Анчишкиной (Мэг), которая убедительно передала внутреннее состояние экзальтации и психопатии, благополучно избежав наигранности и фальши.

Март-контакт-2019

Россию представляли семь театральных коллективов из Москвы, Санкт-Петербурга и Пскова. Открывался форум мольеровским «Тартюфом» в постановке Санкт-Петербургского театра «Мастерская», в которой режиссер Г. Козлов перенес основной акцент с борьбы с религиозным ханжеством на сексуальную привлекательность главного героя, предоставив возможность зрителю посмеяться над самодурством власть имущих и насладиться высоким искусством декламации. Санкт-Петербургский Большой театр кукол привез спектакль «Посторонний» по А. Камю, созданный Денисом Казачуком со студентами Мастерской Руслана Кудашова. Вопросы поиска смысла жизни, кризиса веры и нигилизма режиссер задает, играя гапитом и светом, растворяя куклу в темноте, переводя ее таким образом из мира реальности в мир «потусторонний».

Март-контакт-2019

Большой успех имел моноспектакль Санкт-Петербургского Театра (Не)Нормативной Пластики «Сибирь» Ф. Миттерера в постановке Романа Кагановича. Молодой режиссер поднимает вопрос о судьбах пожилых людях, уже ненужных социально-бюрократической машине, и их выживании на постсоветском пространстве. «Я не могу молчать, иначе сдохну», — вторит герой Сергея Азеева самому режиссеру, привлекая внимание общественности к организации жизни и быта людей в домах престарелых. Спектакль организован минималистскими средствами: железными спинками больничных коек, вешалкой, и строится на темпераменте и энергии молодого актера, который перевоплощается в немощного старика, прошедшего Сибирь и привыкшего бороться с невзгодами своими силами. Выразительные глаза и сильная энергетика С. Азеева не отпускают ни на минуту и оставляют глубокий след в сознании зрителей. Оригинальным прочтением психологических образов отличался «Вишневый сад» А. Чехова, поставленный Л. Эренбургом и актерами Небольшого драматического театра. Арт-брют «Много шума из ничего» по мотивам пьесы У. Шекспира, исполненный актерами театра «Суббота» (реж. Г. Жданова), оставил профессиональных критиков в замешательстве, однако молодежная редакция форума отдала предпочтение именно этому спектаклю.

Март-контакт-2019

Художественный руководитель «Ведогонь-театра» Павел Курочкин привез из Зеленограда комедию «Урод» по пьесе Мариуса фон Майенбурга, поставленную А. Цисаруком. В ней акцентировались проблемы современного мегаполиса: повальное увлечение пластическими операциями и культом внешней красивости, осознание относительности жизненного успеха и материальных ценностей. Спектакль выполнен в духе «модных» постановок с обилием «фотографических» поз актеров, неоновым освещением и откровенно сексуальным подтекстом. «Театр.doc» показал реально-абсурдистский спектакль «Человек из Подольска» Д. Данилова, в прошлом году получивший «Золотую маску» в номинации «Драма/Работа режиссёра». Спектакль идет уже год после смерти его создателя, режиссера Михаила Угарова, привлекая внимание к актуальной проблеме человечества: необходимости быть добрее и наблюдательнее, не жить по инерции, а остро ощущать момент «здесь и сейчас». Закрывал программу форума Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина спектаклем «Каштанка» по одноименному рассказу А. Чехова в постановке Ю. Пересильд. Он оставил двойственное «послевкусие» финальной фразой: «Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься…».

Март-контакт-2019
Украшением фестиваля стал спектакль Могилевского областного театра кукол «Кандид, или Оптимизм» в постановке Игоря Казакова, который был назван коллегией театральных критиков победителем в номинации «Событие форума». Режиссер создал красочный кукольно-драматический спектакль, погружающий зрителя в путешествие по миру, в котором царят зло и боль, а дорога к идеализированной любви беспросветна и нескончаема. Великолепно сочетание игры драматических актеров и забавных кукол с огромными четырехпалыми конечностями, гигантскими ушами и другими частями тела, которые существуют отдельно друг от друга и время от времени собираются вместе в различных комбинациях. Спектакль условно разделен на две линии: первая полна юмора и иронии над человеческими пороками, вторая обращает зрителя к философским мыслям о том, что жизнь хотя и тяжела, но переносима, и не стоит поддаваться отчаянию...
Март-контакт-2019

Все мероприятия «М.@rt-контакта-2019» убедительно свидетельствуют о тесном сотрудничестве между Республикой Беларусь и Российской Федерацией: соотношение постановок российских и белорусских театров было равным, важным представляется и то, что большое число спектаклей шло на русском языке или сопровождалось переводом на русский язык.

12.04.2019. Реальная Россия