И снова здравствуйте! М@rt.контакт-2019 глазами театрозависимого

Международный молодежный форум М@rt.контакт в 14 раз собрал в Могилеве именитых актеров и режиссеров, популярные театры, известных критиков и всех тех, кому небезразлично. Да-да, вы уже знаете об этом. Как не знать, все информационные источники города только и говорили, что о театре. Вы знаете про 10 стран, 23 спектакля и т.д. Поэтому повторяться нет смысла. Цель этого текстового извращения рассказать о форуме изнутри, глазами представителя Молодежного пресс-центра, рассказать, каково это, когда фраза «вся жизнь театр, а люди в ней актеры» перестает быть образной.

Молодежный пресс-центр состоит из нескольких студентов, которых из года в год отправляют набираться журналистского опыта, литературных редакторов Драматического театра, они же кураторы редакции (кажется, без театра жить они не могут) и нескольких сумасшедших. Да простят меня коллеги по редакции. Но разве адекватные люди станут отказываться от нормального сна, еды и солнечного света ради театрального форума?

Так бывает, когда занят тем, к чему лежит душа, а рядом люди, с которыми это можно разделить

Так вот, основной шухер и наводили эти сумасшедшие под чутким руководством кураторов: писали о спектаклях, фотографировали все подряд и выкладывали в Интернет. Именно эта компания забила вам всю новостную ленту театральной жизнью. Не надо кидаться тапками, все равно не попадете. Работа наша началась еще до открытия. Мы делали интервью с участниками форума, чаще всего онлайн (муторное дело: ни понять, ни почувствовать), распределялись по спектаклям и мероприятиям (кто, куда и как), определяли зоны ответственности и планировали работу. Насколько бы не казалось последнее необходимым, каждый раз это абсолютно бесполезно. На М@rt.контакте царит хаос, и это здорово.
Тартюф

Обычно предфестивальная работа к открытию завершена. Поэтому первый день для тех из нас, для кого М@rt.контакт не является частью трудового контракта, проходил вполне спокойно. Но все же удалось посмотреть только часть спектакля. Дело в том, что не все участники форума могут найти удобное место в зале. А смотреть 3-часовой спектакль на ногах, выглядывая из-за стеночки, сложно. Еще сложнее, когда этот спектакль не цепляет. Это очень важно. Как же еще оценивать постановки, если нет абсолютно никакой возможности, а главное желания, распиливать его на образы, вневременное и конкретно-историческое и т.д. Поэтому выход один – цепляет или нет.

На М@rt.контакте царит хаос, и это здорово

Так вот, сделали несколько пометок, оценили красоту картинки, высокую культуру отечественного зрителя и тихонько ретировались. Отправились мы в редакцию – это такая небольшая комнатушка (два шкафа, два стола и одна софа, больше просто не влезет), которая обычно забита людьми до предела. В этот вечер собралась большая компания, поздравить нас с открытием пришли актеры Драмтеатра. В общем и целом, смеялись, ленились, шутили, пели, почти не работали, зато ели вкусные драники с мясом. Кстати, спасибо за них добрым людям.

После постановки тряслись руки и слезы текли еще час, а потом пришла любовь ко всему миру

М@rt.контакт развернулся во всю свою мощь на следующий день. Удалось попасть на 2 спектакля. Первый – опять не зацепил, слишком дурашливый. А вот второй… На спектакле «Моя семья в моем чемодане» душу разрывало на маленькие носовые платки (наверное, чтобы было чем слезы вытирать). После постановки тряслись руки и слезы текли еще час, а потом пришла любовь ко всему миру. Поэтому вечер прошел в позитивном ключе. Короче говоря, ржали как кони и работали как лошади. Это если в нескольких словах о процессе. Наверное, так бывает, когда занят тем, к чему лежит душа, а рядом люди, с которыми это можно разделить. Тут не будет розовых соплей про идеальный коллектив. Даже тех, с кем комфортно, иногда хочется всадить головой о стену, просто эти моменты переживаются в разы проще.
Моя семья в моем чемодане

Еще интереснее нашей работы выглядел наш сон: на полу в одежде и спальниках, а еще среди нас был камикадзе, который спал на стульях. Со стороны наше лежбище выглядело так, будто накидали кучу мусора в синих пакетах. Кстати, лайфхак: чтобы тепло и удобно спать, нужно подложить под голову куртку и дышать в спальник. Норма сна на фестивале примерно 3-4 часа. К 11 утра каждый день нужно быть на обсуждение спектаклей (критики делятся мнением об увиденном). Мероприятие то еще, но можно узнать что-то новое или полезное, а главное – есть возможность поговорить с авторами спектакля (многие уезжают сразу после обсуждения). Туда мы периодически приносили наши рецензии. Все-таки люди творческие, нам тоже внимания хочется.После этого, все обычно расходились по своим делам: кто-то на мероприятия, кто-то фотографировать, кто-то писать-читать-править-публиковать. Редактировать чужое, кстати, ничуть не легче, чем создавать свое. Мозги кипят еще так.

Лайфхак: чтобы тепло и удобно спать, нужно подложить под голову куртку и дышать в спальник

Иногда сложно понять, что же хотел сказать автор, а если ты еще не совсем понимаешь сам спектакль, то это вообще атас. Например, сложно было понять спектакль «Посторонний» по одноименному произведению Альбера Камю. После постановки казалось, что кто-то добрый ударил меня пыльным мешком по голове. А самое интересное, что нельзя было определить хорошо это или плохо. Точно можно было сказать одно: было красиво, необычно, интересно. А дальше… яма. В этот день мы до 3 ночи пытались разложить по полочкам спектакль: обсуждали экзистенциальные вопросы, которые поднял автор повести, говорили о понятиях «серая масса», «сознание и подсознание» и т.д. Этот разговор мог стать основой для философского трактата или для карточки в психиатрии. Короче говоря, сплошной экзистенциализм. Да и на 3 день фестиваля уже начинали сдавать нервы. Ну сами судите: ели мало, спали мало и неудобно, работали много плюс никакой возможности остаться одному. Конечно, как бы ты ни любил тех, с кем работаешь, может возникнуть желание придушить каждого.
Посторонний
А раз заговорили о еде: основным блюдом стала, конечно, лапша быстрого приготовления, но были добрые люди, которые приносили нам вкусную, домашнюю еду. Особое спасибо маме Тони, которая приносила вкуснейший борщ. До сих пор слюнки текут.

Но вернемся к пище для души. На 4 день впервые за мой театральный опыт мне удалось попасть на спектакль польского театра. Мне давно говорили, что польские спектакли всегда очень необычные и запоминающиеся. Почти так оно и вышло. Правда атмосферой постановки проникнуться мне так и не удалось. Во-первых, спектакль был на польском (им я не владею), в таких случаях на экранах по бокам от сцены транслируются титры. Это уже усложняет задачу зрителю. А когда этот самый зритель чувствует себя килькой в банке (наверное, и со стороны похож), да еще и экраны где-то высоко за чьими-то более везучими головами, все совсем плохо. Сидеть на полу, в общем-то, не так трудно, но только в том случае, если есть возможность пошевелиться. В этом случае такая возможность была роскошью. Но такова судьба носителя бейджа «Молодежный пресс-центр». Большая сила…и далее по тексту.

Поведение людей гораздо веселее оценивать по принципу «перформанс или свинство»

Возвращаемся к спектаклю. Представили себе небольшой проход между рядами в театральном зале, где людей больше, чем в самом зале. Так вот, в этой ситуации нашлись те, кому срочно захотелось покинуть свои места во время спектакля. И таких было много. Они шли в прямом смысле по головам. Эти паломничества мало того, что мешали смотреть спектакль, так еще и нанесли душевную травму: такое количество пятых точек в жизни не видела, некоторые из них даже стукнули меня по голове. Да и за актеров было обидно: они работали в проходах, поэтому зрители покидали зал прямо перед их носами.

На любом спектакле найдется умник с невыключенным телефоном и громким шёпотом

На любом спектакле найдется умник с невыключенным телефоном и громким шёпотом, но чтобы так…. В чем причина, не знаю: может быть спешили на смежный спектакль, может совсем не нравилась постановка, а может призывало к действию внутреннее свинство. Кстати, еще один лайфхак: поведение людей гораздо веселее оценивать по принципу «перформанс или свинство». Этим, собственно, мы и занимались весь форум. В тот день этот принцип стал риторическим вопросом.
Вишневый сад
Следующая постановка по программе была явно не для меня: скучно, неинтересно, не смешно (комедия) – не цепляло, короче. Да еще и смотреть пришлось на ногах, выглядывая из-за стены. Зато весело стало потом: во время спектакля «Урод» какой-то интересный человек спер с выставки театра наушники. Иронично, не правда ли?!

Но нам-то, молодым и дурным, все невзгоды нипочем. Особенно, когда есть гитара

Но нам-то, молодым и дурным, все невзгоды нипочем. Особенно, когда есть гитара. В этот вечер в репертуаре были Сплин, Земфира, Ляпис и т.д. Кстати, теперь в песне «Капитал» в строчке «оркестр туш» нужно петь «оркестр Труш». Причины неизвестны, зато так явно веселее. Вообще моя фамилия, оказалось, идеально подходит в большое количество крылатых выражений: «Труш слезам не верит», «последний Труш он трудный самый», «береги Труш смолоду» – мои любимые варианты. Вот чем занималась Молодежная редакция в редкие минуты покоя. У нас для этих целей имелась стена (точнее листы бумаги на стене) туда мы записывали самые удачные, смешные, умные и глупые фразы, которые рождались в рабочем процессе. Из них можно было бы сделать отдельный материал. Но, к сожалению, не все пройдут цензуру. Вы не подумайте, мы люди интеллигентные и культурные, но театр же, он про жизнь, а значит про все, и разговоры о нем тоже про все.


Фразы дня

«Тут все наследственные»
«Мы связаны священными узами брака за 24,50»
«Мистифицировали, мистифицировали, да не вымистифицировали»
«Крестная моль»
«Пересядь с иглы мужского одобрения на лицо белорусской драмы»
«Бездна разврата – это концепция, а не цитата»
«Отважный смельчак осмелился посмотреть в сторону художественной стороны спектакля»
«Пушкин был светилом русской литературы, а ты можешь стать кадилом: бастяться туда-сюда и вонять на всех»


Примерно так мы сходили с ума. Особенно, когда наступал театральный передоз. Вроде бы ты ходишь, дышишь, говоришь, но во всем этом тебе не хватает конфликта, драмы. А может это был просто недосып? Нервишки начинали шалить. А тут еще один режиссер решил испытать нервную систему зрителя на прочность. Если бы не этот момент, я бы досмотрела спектакль (довольно интересные скачки из классики в современность, из реальности в метафизику, из комедии в трагедию). Но под конец 1 акта герои начали стрелять. Это проходило нарочито внезапно: актеры максимально отвлекали, оттягивали момент выстрела, успокаивали, а потом БАБАХ. И так раз 10, наверное. В этот момент я сидела на перегородке между ложами (моего роста не хватало достать до пола), поэтому каждый выстрел дико нервировал, почти опрокидывал.

Но театр же, он про жизнь, а значит про все, и разговоры о нем тоже про все

Зато в этот день я познакомилась со своим другом с Facebook (там мы друзья уже 3 года). С театроведом Анастасией мы виделись всего один раз на форуме несколько лет назад, тогда мы обе были еще студентками. В интересное время все-таки живем: можно 3 года «дружить» с человеком, ни разу не поговорив.

Ну и в этот же вечер образовался личный фанклуб режиссера Могилевского областного театра кукол Игоря Казакова (как раз прошел показ спектакля «Кандид, или оптимизм»). В редакции тихонько скандировали его имя в надежде таким образом послать энергию во Вселенную и вызвать его к нам. Но, увы, не вышло.

Кстати, и Могилевский драматический театр представил на форуме спектакль, за который необходимо создать еще один фанклуб другого молодого режиссера Камили Хусаиновой. Речь о спектакле «Жоўты пясочак». К сожалению, его совсем не оценили критики. Мне кажется, оценка вышла несправедливая, но главное все же мнение зрителя. А зритель остается доволен (насколько это возможно, когда в спектакле речь идет о репрессиях).
Жоўты пясочак
Примерно та же история с оценкой спектакля «Много шума из ничего». Эту постановку показали в предпоследний день форума. Тогда казалось, что кофе вот-вот польется из ушей, желудок просто возненавидит своего хозяина, а сон – это несбыточная мечта. Короче говоря, настроение становилось взрывоопасным. Но театр на то и театр, чтобы все мирское оставить позади. Таким образом, 3-часовой спектакль подействовал как небольшой отдых в спа. Постановка была интересная, необычная, очень красивая. Режиссер Галина Жданова пропустила шекспировский сюжет через свое виденье мира, и вышло нечто невероятное. Кроме того, удалось еще и удобно сесть рядом с женщиной, которая очень громко смеялась в совершенно неподходящие моменты. Хотелось даже возмутиться, хорошо, что промолчала. Позже, когда эта женщина зашла к нам в редакцию, я выяснила, что она и есть режиссер спектакля Галина Жданова. Она, литературный редактор театра «Суббота» Владимир и актеры постановки провели с нами остаток вечера. Было здорово. Тогда открылось второе дыхание. Но, к сожалению, его хватает всего на один рывок.

Этот разговор мог стать основой для философского трактата или для карточки в психиатрии

Последний день форума выдался тяжелым и физически, и морально. Мы долго не могли решить, что же станет Событием М@rt.контакта. Идей было много. Но соединив недовольство критиков и собственные восторги от «Много шума из ничего» мы решили, что этот вариант — лучший. Событие же должно быть резонансным. Не забыли упомянуть и другие хорошие спектакли, ведь нас много, а значит событий форума тоже.

После закрытия мы собрались в редакции и говорили, смеялись, пели. К нам в гости пришли ребята из Пскова, которые привезли спектакль «Каштанка». Короче говоря, День театра прошел в лучших традициях.
Каштанка
После я выяснила, что кровати и подушки еще существуют (их не отменили), что спать можно и больше 3 часов, а питаться овощами и фруктами. Только все это уже не так весело. Оказалось, что работать после 8-часового сна, гораздо сложнее, чем после 3-часового. Наверное, сама атмосфера форума, театра заставляет двигаться. А там есть ради чего: вышел из кабинета и сразу встретил актера/режиссера/театроведа/журналиста (нужное подчеркнуть), который поделился с тобой интересной мыслью, рассказал какую-то информацию, показал книгу, которую читает. Вернулся в редакцию, а там твои коллеги спорят о символизме и образности какого-то спектакля, да так яро, что хочется записывать и вникать.

Казалось, что кто-то добрый ударил меня пыльным мешком по голове

Вообще о М@rt.контакте можно написать целую книгу. Можно сделать много выводов и открытий. Но зачем? Ведь те, кто там был, вряд ли забудут эти сумасшедшие 7 дней. А у тех, кто еще не был, есть все шансы. А если вы не больны театром настолько, то ищите свою такую же хорошую «болезнь». Поверьте, это здорово.

Молодежный пресс-центр
Ксения Труш для vMogileve.by
Фото: Юлия Костенко; Ольга Каштанова
Оригинал статьи и больше фото здесь