Есенин, эффектно «играющий» свою жизнь

ТЕАТРАЛЬНЫЙ НЕ БАЙОПИК

Тайна ухода из жизни одного из самых ярких поэтов ХХ века Сергея Есенина по сей день не дает покоя многим исследователям и поклонникам творчества поэта. Брестский академический театр драмы имени Ленинского комсомола Беларуси пошел, пожалуй, дальше остальных. Режиссер-постановщик Валентина Яновец решила преодолеть границы неопределенности реального посредством осмысления его в искусстве и поставила спектакль «За крапивой берег» о последних минутах жизни поэта. Мы поговорили с Валентиной Яновец о ее постановке.
Валентина Яновец

Валентина Яновец

– Сложно судить о человеке, который несколько раз переписывал свою биографию, однако можно предположить, что подлинные чувства Есенина воплотились в его стихах. А каким увидели Есенина вы, прежде чем приступить к работе над постановкой?

– «Вся жизнь моя за песню продана» — так выразил сам Есенин собственную уникальность, а своему другу и ученику В. Эрлиху однажды сказал, что автобиографий больше не пишет и на анкеты не отвечает, поэтому пусть лучше легенды ходят! Всю жизнь Есенин подчинил поэзии и строил ее по одному ему известному плану. Сентиментальничал и хулиганил, скандалил и грустил, сжигал себя для того, «чтобы ярче гореть».


– Почему именно эта фигура Серебряного века привлекла вас как режиссера? Что заставило создать спектакль о последних минутах жизни поэта?

– Самый романтизированный поэт с драматической судьбой. Поэт-лирик с потрясающей искренностью и пронзительной нежностью. Человек озорной натуры с артистическими способностями, эффектно «играющий» свою жизнь. Но интереснее то, ради чего и как человек распоряжается собой, как он, идя своей дорогой, приходит к самому себе.

За крапивой берег

Спектакль «За крапивой берег»


– Спектакль получился больше литературным или биографическим? Почему?

– На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Да, в основе спектакля есть эпизоды его жизни, фрагменты из писем, воспоминаний и, конечно же, стихи. Но это не театральный байопик о жизни Есенина. Это сценическое переосмысление в контексте душевных поисков. Это история о том, что могло бы быть, если бы мы знали, что может быть.


– «За крапивой берег» подводит к какому-либо ответу о том, сам ли поэт ушел из жизни? До сих пор эта тайна не дает покоя многим.

– Истинных намерений мы тоже не знаем, а можем только догадываться.


– Почему зрителю стоит увидеть эту постановку? Чем она может зацепить спустя 94 года после смерти Сергея Есенина?

– Сергей Есенин — один из самых крупных мифов ХХ века. А миф не имеет ничего общего с реальной жизнью, тем и привлекает.


– Традиционный вопрос: чего вы ожидаете от «М.@rt.контакта — 2019»?

– Добрых и интересных встреч!

Беседовала Елена Быкова

Фотографии предоставлены театром

Материал молодежной редакции форума