Владимир Петрович: «Нет, спектакль не будет антикризисным»

http://mdrama.by/sites/default/files/petrovich-m.jpg
Уже в феврале 2012 г. могилёвских театралов ждёт новая интересная премьера. Режиссёр Владимир Петрович представит спектакль по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Рабочее, а может быть, и окончательное название постановки — «Мужчина к празднику». Невероятная история. «Причина, по которой я обратился к этой пьесе, проста: меня подкупили доброта и душевное тепло литературного материала», — комментирует Владимир Алексеевич.

Предваряя всё здесь написанное, хочется отметить: выбор В.Петрович сделал достойный — пьеса Птушкиной совершенно потрясающая. Тем, кто с этим литературным материалом не знаком, мы настоятельно рекомендуем: найдите время — и обязательно (!) прочитайте (мы оставляем текст для скачивания). Удовольствие получите от простоты и искренности человеческих отношений.

Признаться, мне этот «водевиль в трёх частях» напомнил известную рязановскую комедию «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Та же деликатная, интеллигентная чувственность, те же советские, не испорченные мерзкой философией потребителей, люди. Помните? Новый год, баня — человек по недоразумению оказывается вместо Москвы в Ленинграде. Влюбляется в прекрасную женщину и... В общем, происходит чудо. Нечто похожее — и в пьесе Птушкиной. По недорозумению мужчина оказывается не в той квартире, влюбляется и... спасает себя и свою любимую от одиночества.

Сюжет беспроигрышный! Читается — на раз, и смотреться будет точно также. «Мужчина к празднику» гарантированно станет частью репертуара. Наверное, это и привлекло могилёвского режиссёра. Владимир Петрович прекрасно понимает, что в нынешних условиях театру необходимо бороться за зрителя, поэтому важно не столько то, что интересно и ценно для художника, сколько то, что ценно и интересно для (прошу прощения за это слово) обывателя. «Я вынужден балансировать между собственными желаниями и предпочтениями публики, — говорит наш собеседник. — Спектакль должен жить как можно дольше, а для этого он должен быть востребованным, на него должны ходить люди».

Владимир Петрович, очевидно, учитывает не слишком приятный опыт прошлых лет — по крайней мере, двум его замечательным постановкам («Билокси-блюз» и «Ночь Гельвера») в репертуаре театра места не нашлось. «Мне чрезвычайно жаль моих спектаклей! Я хочу, чтобы они жили, и при этом стараюсь не идти на конъюнктуру», — подчёркивает режиссёр.
http://mdrama.by/sites/default/files/petrovich200-01.jpg
Как это следует понимать — «не идти на конъюнктуру»? Очень просто: не идти на поводу у зрителей, не штамповать спектакли сомнительного качества. Находить повод сказать то, что лежит на сердце, что не даёт покоя. Ведь мы почему-то все забываем о том, что театр — это не доступное зрелище, а интеллектуальная и духовная трибуна. «Пьеса Птушкиной, как мне кажется, будет компромиссом между необходимостью и художественностью, — уточняет Владимир Алексеевич. — Этот материал ценен тем, что, будучи коммерческим, вполне позволяет мне высказаться».

Так что же там есть такого, в этой пьесе, что может заинтересовать современного зрителя? Возможно, В. Петрович ответил на этот вопрос как-то по-другому — дождёмся спектакля. И всё же уточним: в пьесе Птушкиной чудо становится возможным. В мерзкой ситуации выживания, в которой оказался мир, важно не терять надежду на лучшее. И даже если это лучшее будет чудом — всё равно в него нужно верить. Иначе, как жить?

В 90-е гг., когда рушился Союз и в магазинах не было даже хлеба, люди с особенным удовольствием смотрели новогоднюю сказку «Ирония судьбы...». Почему? Потому что не желали терять веру в любовь и красоту. Благодаря вере, возможно, и спаслись... «Нет, спектакль не будет антикризисным, — комментирует мою мысль Петрович. — Просто, хочется, чтобы засветило солнышко. Речь там о предновогодних 10 днях. Хочется чуда. А чудеса на Рождество — обычное дело».

П. Леванович
mycity.by