Москва для каждого своя… Премьера спектакля «Ю»


Юбилейный сезон Могилевского драматического театра финишировал премьерой экзистенциальной комедии «Ю» по пьесе российского драматурга Оли Мухиной. Художник-постановщик, режиссер спектакля – Михаил Лашицкий.

О чем эта история, выразить в одном предложении нельзя. Не зря это экзистенциальная комедия. Это слово выговорить сложно, не то, что понять его смысл.

«Москвичи всегда передними зубами едят»
Начинается спектакль с кутерьмы и хаоса. Герои куда-то бегут со стульями в руках, музыканты играют веселую, энергичную мелодию. Как будто кадры из немого кино, кто-то за кем-то бежит и только музыка поясняет хорошо это или плохо. В этом случае, видимо, неплохо.

«Осторожно. Ветер дунет - улетишь.»
Премьера спектакля «Ю» в Могилевском драматическом театре

Кстати, на протяжении всего действия герои не покидают сцену, лишь уходят вглубь. А героев много: Степан Иванович (Алексей Цыбин); его жена Елизавета Сергеевна (Евгения Белоцерковская); их дочь Аня (Анжелика Барчан); их дочь и сестра Ани (Елена Кровонос), муж сестры Сева (Дмитрий Дудкевич); друг Севы Андрей (Даниил Самкнулов); друг семьи, похожий на героя, Дмитрий (Чеслав Вилькин); подруга семьи Пирогова (Мария Рудакова); ее кавалер летчик Витя (Александр Полищук); друг семьи Барсуков (Владимир Петрович), его сын Николай (Максим Чернюк) и старушка (Галина Угначева). Это перечисление, конечно, нагружает текст, но в этом спектакле иначе нельзя. Каждый важен в этой истории. Они существуют единым организмом под одним куполом, сбиваются в кучу, как сурикаты, когда страшно. Их отношения – клубок, который не распутать даже Шерлоку Холмсу, кажется, что поодиночке они не выживут, но при этом у каждого из них своя боль, своя судьба.

«В каждом доме своя Москва»
Спектакль

Дело происходит в Москве. Обычная семья встречается с друзьями и начинается хаос. Аня флиртует с почти героем, он вроде бы отвечает взаимностью, но потом резко обращает внимание на ее старшую замужнюю сестру, а она и не против. Факт супружеской измены остается сначала почти не замеченным Севой. Дмитрий в это время сильно тоскует, перечитывает письма бабушки и сестры, жалуется на Москву и ее безразличие. О городе ли речь? Так и хочется сказать: «Ищите женщину!». Он, кстати, писал записки Ане. Но об этом не говорят, просто намекают. Так что далеко не факт, что намек истолкован верно. В конце 1 акта он пытается покончить жизнь самоубийством, но остается жив.

«Москва - давай - пляши на моей могиле»
Герои спектакля

Пытается порезать вены и пьяный вдрызг Сева, ведь любовники абсолютно не скрываются. Прежде чем разобраться с разлучником, Сева идет к своей любовнице, чем очень злит предавшую и преданную жену. В конечном итоге Дмитрий в драке ранит Севу и блудная супруга падает на грудь мужа. Видимо, Дмитрий был так, от скуки.

«Любовь, мля»
И у старшего поколения не все гладко и просто. Степан Иванович и Елизавета Сергеевна не узнают друг друга. Видимо время отдалило их. А Барсуков оказывается прошлой любовью Елизаветы Сергеевны. Ее муж, наверное, подозревает, но никак не реагирует и спокойно пьет с Барсуковым, периодически вздыхая о судьбе страны.

«Он, когда пьет, Бога видит»
Спектакль

Страдает и Аня. Ведь старшая сестра снова в чем-то лучше и увела потенциального жениха. А в нее безответно влюблен Николай. Забитый, но энергичный, молодой человек постоянно попадает в неприятности: то его собака кого-то покусала «как смогла», то подстрелили, и осталась царапина.Даже кокетливая и веселая Пирогова, собирающая замуж за ревнивца-летчика, к концу спектакля узнает, что он женат и у него 8 детей.

«Вырастет на горочке елочка колючая, вот и выпьем водочки, по такому случаю»
Кажется, особо не страдает только старушка. Но и она периодически произносит что-то вроде «вы все будете мертвые», резко переходит на немецкий (отголоски войны?) и с удовольствием прикладывается к бутылке. Харизматичная бабушка самая загадочная героиня спектакля. Никто ее не знает, но она пьет и говорит с ними, подносит им чашки/рюмки/самовары, дирижирует музыкантами и танцует. Да и вообще, дирижирует героями и спектаклем.

«Рука руку моет, заря зарю встречает»
Спектакль

Помимо любовных интриг и переживаний, есть у героев и личные, глубокие, жизненные: они рассуждают о своем месте в жизни, мечтаю, желают избавиться от прошлого или наоборот, вернуться туда, переживают за детей. Сначала все эти мысли возникают у героев неожиданно, как молнии они рассекают их пьяный бред. Но потом настроение спектакля меняется: веселая кутерьма и хаос уходят на задний план, герои становятся глубокими, вдумчивыми и трогательными.
«Когда мои дети плачут, я готов сделать все, что угодно. Но не знаю что»
В конце истории, хотя Аня обвиняет Дмитрия в любви к ее сестре (он же Ане записки писал, даже пальцы вымазаны в чернила), она предлагает ему сбежать вместе, что они и делают. Брошенный Андрей уходит с Николаем на фронт, а для остальных героев неожиданно наступает зима. И каждый из них находясь все под тем же общим куполом, открывает свой личный (в виде белых зонтов).

«Мы воспарим с вами над красной брусчаткой, не задев крылом ни башни, ни одного тополя»

Спектакль
Важная роль в спектакле отводится алкоголю. О нем вспоминают каждый раз, когда что-то не так. Герои не пытаются найти и решить проблему, они бегут от нее, ищут спасение в бутылке. Так им прекрасно удается игнорировать даже войну. Кстати, что там за война, понять не удастся. В один момент начинается стрельба и слышится немецкая речь, в другой момент по радио вещает некто очень похожий на Жириновского, а затем идет советская научно-популярная передача 50-60 гг., в третий – старушка вставляет в речь английские фразы. Кто его знает, в какое время занесло героев?

«Плывет чижик в лодочке, в генеральском чине, а не выпить ли мне водочки, по такой причине»
Не стоит игнорировать и Москву, которая для каждого своя. Складывается ощущение, что герои говорят вовсе не о городе, а о любимых женщинах, в которых одновременно и погибель и жизнь. Кстати, есть момент в спектакле, где жена Севы с помощью невидимого весла увозит его в ванной, что очень напоминает Харона, увозящего очередную душу по реке Стикс. Да и женщины (мать и дочери) в черных, похожих на траурные, платьях.

«Вот и думай, что хочешь»Герои спектакля

Нельзя не сказать про музыкальное оформление. Восхитительный театральный ансамбль «Экспромт-классика» (Людмила Барейша - клавиши, Надежда Милованова - виолончель, Алла Мурзина - скрипка) расставляет акценты, добавляет эмоций и отрывает от земли своей музыкой. Очень душевно поют герои под гитару Севы. Единственны неприятный звук – это выстрелы из пистолета летчика Вити. Каждый раз громко и неожиданно. Так и до инфаркта не долго довести. Но даже этот нюанс очень гармонично вписывается в общую картину.
Премьера спектакля

После спектакля кажется, что тебя вывернули наизнанку, достали все самое-самое, а потом вернули обратно. Короче говоря, четкие выводы сделать невозможно: путаешься в отношениях героев, времени, намеках и загадках, путаешься в себе. Ясно только одно: на сцене царствует Любовь. А она, как известно, у каждого своя.

31.06.2018. Информационный отдел vMogileve.by. Ксения Труш