«Морская соль»

В этом году Могилёвский областной драматический театр представил на суд публики спектакль по пьесе Генрика Ибсена «Женщина с моря». Однако постановка получилась скорее по мотивам произведения, ведь изменилось не только название. Главная причина — своеобразный подход к выбору актёров. Начать стоит с центрального образа произведения — Эллиды. Мнительная свободолюбивая героиня сложной душевной организации представлялась хрупкой и утончённой. В этой постановке Эллида предстала вполне приземленной женщиной с надуманными переживаниями. Одним словом, поэтичный и загадочный образ не сложился. Зато чересчур изящным получился Моряк, сам род деятельности которого подразумевает брутальность, силу, крепкое сложение. Глядя на худощавого светловолосого актёра, казалось, что он скорее похож на дублёра Люнгстранна. Ещё одна парочка, которая, можно сказать, поменялась местами — Вангель и Арнхольм. Первый слишком молод и эксцентричен для своей роли, а второй чересчур почтенен. Зато на славу удались персонажи Люнгстранна, Болетты и Хильды. Игра молодых актёров была очень убедительной. Пожалуй, она является главным достоинством и украшением этого спектакля.

Нельзя не сказать о том, как такое прочтение повлияло на идею произведения. Взять хотя бы любовь Болетты и Арнхольма. Да, именно любовь, ведь в самой пьесе между ними возникло это светлое и бескорыстное чувство. Вполне естественно, что юная впечатлительная девушка полюбила своего 30-летнего преподавателя. Но возможно ли такое, если объект любви почти в два раза старше? Тогда что же получается? Что Болетта расчётливая и беспринципная? Выходит, что для нее главное уехать из маленького городка и вести красивую жизнь, пускай даже и с нелюбимым человеком. Не оскорбляет ли такой подход совершенно искреннюю героиню?

И, если подытожить, то какую же проблему поднял со дна моря режиссёр спектакля С.Варнас в своей постановке? Между чем пришлось выбирать Эллиде? Её мечта пришла к ней спустя годы в неизменном виде, как будто жизнь ее совершенно не коснулась. Но разве так бывает? Ведь ожидания почти никогда не совпадают с действительностью. А кто же был с другой стороны? Явно не надёжный, рациональный, стабильный муж, которого создал Ибсен. Вспыльчивый, ревнивый, мятежный, нервный — таким предстал перед зрителями Вангель. Так задайтесь же вопросом, предпочла бы любая женщина, не говоря уже об свободолюбивой Эллиде, остаться с таким мужем, а не пойти за долгожданной, нетронутой временем и обстоятельствами, мечтой?

Мария Декан