А в душе Магадан…

Пронзительно. До самой глубины души. До неразжатых кулаков и невозможности даже выдохнуть от восхищения. До искренних, оголенных эмоций. До самых громких и долгих аплодисментов. Именно так прошел показ спектакля «Магадан» Московского театра ОКОЛО дома Станиславского.

Сценарий и постановка — Юрий Погребничко.

Жанр — кабаре.

Не «Магадан», а «Магада». Даже буква «н», кажется, отвалилась со временем. Когда-то белый, пододеяльник вместо окна, а за ним — ледяною шалью снега. Бедно, почти что пусто обставленная комната, а снаружи — шум волн и звук уходящих пароходов — это мир наших героев. Он полон пронзительной тоски и одиночества, поиском того другого, большего, чем просто человек — поиском смысла жизни.

Герои — несколько заброшенных, потерянных, позабытых людей. И не поймешь даже — живут они вместе или же у каждого на любой точке земного шара есть свой «Магадан». Больше склоняюсь ко второму варианту. Персонажи говорят редко — в основном поют. Да им и не нужно — развернувшийся музыкальный диалог сцены и зала, дает куда больше — зритель понимает и чувствует все.

Песни в исполнении Натальи Рожковой, трогательно тоскливые, хрипловатые, надрывные, невозможно эмоциональные, достают, кажется,даже, до самых спрятанных уголков души, заставляют чувствовать, сопереживать одиночеству героев. Аккомпанирует ей Николай Косенко. На протяжении всего спектакля он молчит, но оставляет за собой самое громкое слово — «Танго Свободы» Астора Пьяццолы. Мастерское исполнение на баяне срывает оглушительные аплодисменты.

Не менее ярким является персонаж Лилии Загорской — странная, по-своему очаровательная, интеллигентная женщина с фингалом под глазом, в шляпке и с неизменным чемоданом в руках, отправляющаяся на поиски смысла жизни. Тоненьким, надрывным голоском, убежденная в серьезности произносимого, она говорит действительно важные, глубокие вещи: «Мироздание — это нечто другое, чем человек, это куда интереснее, куда больше человека». Но это вызывает лишь смех, нежели заставляет прислушаться и задуматься. Особенно позабавил момент, когда героиня достала кастрюлю «Смысл жизни №231», правда находился там лишь картофель.

Присутствуют в постановке и другие персонажи — тоже молчаливые, загадочные, не всем понятные, одинокие. Например, девушка, постоянно зажигающая фонарь на маяке для кораблей, словно чего-то или кого-то ждет. Буддистский монах, который решил жить один, чтобы тоже найти свой смысл жизни. Есть и другие загадочные персонажи, в разных одеяниях, разные по национальности, но объединенные своим одним глубоким до боли Магаданом.

Эта постановка о жизни, о бесконечном ее течении и нашем пребывании. «Зачем мы здесь?», «В чем смысл?» и «Как же все-таки нам нужно жить?». Завуалированный ответ зритель получает: все настолько заметено снегом, что видны лишь верхушки дорожных знаков, и люди, несмотря на все это, со смехом, вместе, помогая друг другу, идут домой. Чтобы жить, нужно просто жить. Вот так я определила для себя посыл режиссера.

Могилевскому зрителю постановка понравилась безумно — громкие овации не смолкали так долго, что артисты выходили на поклон не менее 4-х раз. Отдельно хочется отметить музыкальную лирику — это было восхитительно! Спектакль сковывал, притягивал и не отпускал от самого начала и до конца. Невозможно трогательный и по-своему красивый, одновременно смешной и грустный, он оставил неизгладимые впечатления. Спасибо за сильные эмоции.

Анастасия Рыженкова