«Одно из самых главных завоеваний современного искусства – демократичность»

Так считает режиссер Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева, основатель театра post Дмитрий Волкострелов. В этом году он впервые примет участие в молодежном форуме «М@rt.контакт» со спектаклем «Розенкранц и Гильденстерн».
Дмитрий создал новую историю о героях шекспировской пьесы «Гамлет» Розенкранце и Гильденстерне. Премьера спектакля состоялась 9 февраля 2017 года на Новой сцене Санкт-Петербургского ТЮЗа им. А.А.Брянцева.

Спектакль был номинирован на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» в категории «Спектакль малой формы», на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в категориях «Драма / Спектакль малой формы» и «Драма / Работа режиссера», а также на премию«KudaGo-2017» в категории «Лучший спектакль».
Дмитрий Волкострелов

В преддверии форума, благодаря всемогущему интернету, нам удалось пообщаться с Дмитрием

.

– Вы приезжали со своими спектаклями в Беларусь? Если да, то с какими и где Вы их ставили?

– Да, мы приезжали в Минск на фестиваль «ТЕАРТ» со спектаклем Питерского ТЮЗа «Танец Дели», привозили свой спектакль, театра post, «Shoot/GetTreasure/Repeat». Более того, была совместная продукция театра post и Центра визуальных и исполнительских искусств (Минск) – спектакль «Печальный хоккеист» по пьесе Павла Пряжко. Его ставили в Минске и привозили в Петербург на гастроли.

– Чего Вы ждете от театрального форума «М.аrt.контакт-2018»?

– Наверное, каких-то особенных ожиданий у меня нет. Я никогда не был в Могилеве. Мне просто хочется посмотреть город, познакомиться с публикой. Кроме того, спектакль «Розенкранц и Гильдестерн» первый раз отправится на гастроли. А это всегда интересно.

– Как пришла идея создать собственную историю о Розенкранце и Гильденстерне? Насколько сильна связь Ваших героев с шекспировскими?

– Изначально нам с актерами хотелось поразмышлять над этими персонажами. Но в процессе репетиций, размышлений и разговоров мы пришли вот к такому результату. Если кто-то ожидает увидеть настоящих Розенкранца и Гильденстерна (хотя никто не знает, какие они на самом деле), наверное, это не тот случай. Это чуть-чуть другая история. В ней проводятся иные параллели, нежели те, что предполагал Шекспир.

Дмитрий Волкострелов
– Почему в спектакле обыгрывается форма шахматной партии?

– Это родилось в процессе. Розенкранц и Гильденстерн – такие персонажи, которые находятся в рамках системы, пьесы «Гамлет», и никуда из нее не выберутся. У Стоппарда в пьесе «Розенкранц и Гильденстерн» (ее очень небольшие фрагменты тоже используются в спектакле) есть прекрасный момент: перед тем, как казнят героев, они интересуются, за что это им, ведь они ничего плохого не сделали. Но дело в том, что они не сделали ничего вообще:ни плохого, ни хорошего. И в их нахождении в рамках пьесы, мы увидели такую, может быть надуманную, параллель с советским временем, со временем застоя, когда все было заранее предопределено. Мы стали рассуждать и думать, так и пришла эта идея. Матч между Карповым и Каспаровым кажется мне хорошей метафорой. Ведь он длился полгода и был примечателен тем, что закончился ничем.

– Такие люди и определенная система существуют и сейчас. Почему Вы переносите героев именно в реалии 80-х?

– Если помните, недавно, приблизительно год назад, в Facebook был очень популярен флэшмоб под названием «Мои первые 5 работ». Люди рассказывали интересные истории, как они за год, за два успевали поменять 3, 4, 5 рабочих мест. Авторы этих историй вошли в экономическую жизнь в 90-е, в начале нулевых. А вот в советское время невозможно было представить, чтобы у человека было за жизнь 5 работ. Как правило, с первого рабочего места уходили на пенсию. Сегодня, несмотря на всякие сложности, у нас чуть-чуть больше свободы, чуть-чуть больше возможностей вырваться из системы,чем в то время.

– Кому Вы адресуете спектакль?

– Зачем сужать свою публику? Наша аудитория - все, кому интересно.

– К чему надо быть готовой публике?

– Не нужно к чему-то готовиться. Важно быть открытым и уметь воспринимать что-то новое, непривычное и необычное. Ну и, иметь желание поработать вместе с нами.

– Над чем Вы сейчас работаете?

– В данный момент мы ничего не репетируем. Ряд проектов находятся в разработке, скоро начнутся репетиции нового спектакля. Вообще планов много, сразу на пару лет вперед.

– Вас называют гением, как Вы относитесь к этому титулу?

– Конечно, я с этим не согласен. Ну какие гении, о чем Вы? Важнее и интереснее, что мы живем во времена, когда каждый человек может быть художником. И без разницы, честно говоря, хороший или плохой,главное, что человек – художник. Лучше все будут художниками, чем будет среди нас один гений, которого мы все будем восхвалять. Так куда демократичнее. Одно из самых главных завоеваний современного искусства – демократичность. Гениальность же, как мне кажется, предполагает некоторую тоталитарность.

Ксения Труш
Фотографии предоставлены Театром юных зрителей им. А.А. Брянцева