Легендарный спектакль «Холстомер. История лошади» на форуме «М.@rt.контакт»

24 марта, 19.00, на сцене Могилевского драматического театра.
Стоимость билетов - от 12 до 25 руб.

На театральном форуме «М.@rt.контакт» будет представлено множество знаковых постановок. Одна из них – спектакль под названием «Холстомер. История лошади» (трагическая исповедь по мотивам повести Л.Н.Толстого) Тбилисского государственного академического русского драматического театра им. А.С.Грибоедова. Это коллектив с громким именем, самый посещаемый театр Грузии и старейший русский театр за пределами России, которому более 170(!) лет.

Постановку этого театра, занимающегося популяризацией классической русской драматургии, несомненно, стоит посмотреть! Спектакль «Холстомер. История лошади» завоевал славу одного из лучших в современном театральном мире. В 2013 году спектакль был удостоен Гран-при XI Международного форума театрального искусства «Золотой Витязь» в Москве, а исполнитель главной роли Валерий Харютченко стал обладателем «Золотого диплома» форума.
Сюжет повести Л.Н.Толстого, по которой поставлен спектакль, знаком многим. Старый пегий мерин, прозванный Холстомером за длинный и размашистый шаг, рассказывает историю своей нелегкой, полной страданий жизни. Он привык быть не таким, как все: быстрый, породистый жеребец имел дефект в окрасе – белые пятна, из-за чего считался лошадью “второго сорта”. Когда Холстомер влюбился в кобылу, конюхи его сразу же выхолостили, чтобы дефект не передавался потомкам. У “расписного” мерина было много хозяев, но самые счастливые годы он прожил у гусарского офицера. Этот же владелец и покалечил, загнал Холстомера, преследуя любовницу. Затем конь снова переходил из рук в руки, и однажды встретился с офицером, который к тому времени постарел, опустился и растратил свое состояние. Финал у повести печальный: после того, как мерин заболел коростой, его отвели за сарай и перерезали горло. От Холстомера, всю свою жизнь честно служившего людям, не осталось ничего: мясо растащили воронье да собаки, даже кости и шкура кому-то пригодились…
Спектакль Грибоедовского театра посвящен Георгию Товстоногову и Евгению Лебедеву, а также легендарному «Холстомеру» БДТ. Для воплощения классического произведения режиссер-постановщик Автандил Варсимашвили, не опасаясь сравнений с легендарными предшественниками нашел новые смыслы, подобрал новую стилистику и создал самостоятельный спектакль, современное действо – яркое, зрелищное и при этом – трагическое и пронзительное. Жестокое отношение к старости, человеческая беспощадность к «белым воронам», четкое противопоставление нравственного безнравственному, отсутствие выбора как духовная свобода угнетенного, но не сломленного существа – такие жесткие вопросы ставит перед зрителем режиссер.
Постановка была представлена более чем на 20-ти международных фестивалях, в том числе: на Международном театральном фестивале «Встречи в России» (Санкт-Петербург), XVII Международном Волковском фестивале (Ярославль), VI фестивале «Старейшие театры России в Калуге» в качестве почетного гостя, Международном театральном фестивале русских театров в г. Махачкале (Дагестан, Россия), Х Международном фестивале «Соотечественники» в г. Саранске (Мордовия) и многих других. «Холстомеру» Грибоедовского театра аплодировали зрители Москвы, Санкт-Петербурга, Стамбула, Еревана, Баку, Астаны, Минска, Бреста и многих других городов. В 2015 году по Федеральной программе «Большие гастроли» спектакль триумфально выступил в городах Сибири (Омске, Томске, Кемерово, Барнауле, Новосибирске), а в 2016 году по той же Программе был представлен в Ярославле, Калуге, Туле, Курске и Воронеже.

Отзывы о спектакле «Холстомер. История лошади»:
«Режиссер Автандил Варсимашвили, безусловно, держа в уме постановку своего знаменитого предшественника (просто потому, что такое забыть невозможно), создает собственную великую драму жизни и смерти. И вот – лошадь. Холстомер. Не знаю, как получилось это у Валерия Харютченко, но ком, возникший у меня в горле с первой секунды его появления на сцене, все более и более набухал слезами, потому что полагаю: слезы – не из глаз, слезы – из души. Рисунок роли – безупречен. Пластика завораживающе-пронзительна. Никогда не думала, что движение кистей рук, наклон головы, поворот туловища – могут заставить страдать зрителя.
Но ведь смертью Холстомера ничего не закончилось. Самый, на мой взгляд, великий русский текст ХХ века - платоновская «Корова» - истоком своим имеет рассказ Толстого «Холстомер». Вот поставить бы эту платоновскую вещь, а Валерий Харютченко сыграл бы и мальчика Васю Рубцова, и теленка, коровьего сына, которого повели на бойню, а может и саму корову, потому что мужской или женский род тут ни при чем, - а причем страшный и бесконечный русский космос, который этому артисту сыграть под силу».
Наталия Соколовская (Санкт-Петербург). Журнал «Русский клуб», №5, 2013

«Полутемная, медленно вращающаяся по кругу сцена, не то деревья, не то статуи со всех сторон, обступившие ее, и старый, изможденный мужчина, заключенный внутри этого страшного действия. Гнетущее ощущение еще больше усиливает мерцающий свет и необычная, тревожная музыка. Это мистическое зрелище стало началом истории мерина Холстомера, которому «посчастливилось» родиться не таким как все, а пегим. Его голос спокоен, тих, а движения совершенно лишены патетики, однако вся фигура актера проникнута такой тоской и бесконечной усталостью, что мы понимаем, что этот человек не играет, а по-настоящему живет чувствами, мыслями и страданиям своего героя».
Олеся Мостепанюк. Арт-журнал «Оkolo.me».

«Режиссер нашел совершенно новый художественный язык - поставил спектакль в другой, современной стилистике, создав яркую театральную фантазию на тему знаменитой повести Льва Николаевича Толстого, при этом проявив бережное отношение к основе произведения русской классической литературы. Безусловной удачей режиссерской инсценировки "Холстомера" стала ее абсолютная самостоятельность. Убедительным оказался режиссерский ход в решении образа главного героя. Холстомер, представленный в трех ипостасях, в трех разных временных измерениях, представляет зрителю историю лошади во всем объеме толстовского живописания и философского осмысления образа.
Потрясающая игра актеров была встречена овациями зрительного зала, которые в конце представления стоя приветствовали театральный коллектив из Грузии».
Вугар Иманов. Trend Life. (Баку).

По публикациям в сети Интернет и материалам, предоставленным театром им. А.С. Грибоедова. Фото предоставлено театром им. А.С. Грибоедова.