Наталья Степутенко о спектакле "Грезы любви, или женитьба Бальзаминова" Санкт-Петербургского театра "Мастерская".


Лучшй друг парня – это его мама.
НорманБейтс, «Психо».

Я не люблю шуток ниже пояса, но когда Бальзаминов, взявшись за причинное место и прихватив по дороге горшок, спешно покидает сцену, а спустя мгновенье раздаётся радостный крик Бальзаминовой «Успел!» – я… смеюсь вместе со всеми. Смешно было не то, что показал актёр Максим Студеновский, а то, как забавно он это сделал. И посему – браво!

Известно, что смех продлевает жизнь, но в случае со спектаклем Григория Козлова «Грёзы любви или Женитьба Бальзаминова» даже это не главное.
Комедия затрагивает весьма острую в наше время проблему – отсутствие мужского воспитания, а действия, происходящие на сцене, вызывают интересную цепочку ассоциаций: фильм «Психо» Альфреда Хичкока, Георгий Вицин в «Женитьбе Бальзаминова», труды Зигмунда Фрейда…

Но обо всём по порядку.

Спектакль Санкт-Петербургского театра я выбрала не случайно: во-первых, люблю психологию и всё, что с ней связано, во-вторых – было интересно посмотреть, сумеет ли режиссёр интересно преподнести морально устаревшую пьесу Островского. Можете забросать меня гнилыми помидорами, но своё мнение об этом произведении классика я не изменю. Всё-таки в наше время молодая вдова при деньгах вряд ли будет мечтать выйти замуж за первого встречного. Да и свахи нынче не в моде.
В спектакле Григория Козлова процесс сватовства как бы отодвинут на второй план, а основной акцент сделан на взаимоотношениях матери и сына в семье Бальзаминовых. На мой взгляд, именно это придаёт пьесе Островского современное звучание, делает её близкой и понятной для зрителя.

Надо сказать, что Григорий Козлов не первый, кто обратился к данной теме. Не случайно упомянутые «Психо» и «Женитьба Бальзаминова» были сняты именно в начале 1960-х – это время вступления во взрослую жизнь детей, чьи отцы погибли на фронтах Второй мировой. Сыновей, воспитанных матерями. И вот спустя полстолетия искусство возвращается к теме безотцовщины.

Причина здесь не война, просто сейчас женщины меньше зависят от мужчин, чем в прежние времена, и могут себе позволить воспитывать ребёнка самостоятельно. Но как отсутствие отца скажется на будущем малыша? Особенно, если ребёнок мальчик? Ведь дети имеют свойство во всём подражать взрослым. И если в семье нет взрослых мужчин, ребёнок начинает повторять за мамой, что, в свою очередь формирует у него женскую модель поведения. Так мальчик становится женоподобным. И это ещё не всё: будучи единственным ребёнком в семье, он получает сверхопеку своей матери как следствие её безмерной любви. Мать своего сыночка жалеет, ласкает, лелеет, ревнует (здравствуй, дедушка Фрейд!), даёт ему разные ласковые прозвища – и это правильно. Но проблема в том, что сыночек вырастает, а мать никак не может этого принять. И так взрослый мужчина на всю жизнь остаётся беспомощным «цыплёночком», которого нужно оберегать. Даже контролировать. В результате маменькин сынок становится неполноценной личностью (когда решите, что Мишенька Бальзаминов – это самое страшное, что может случиться с маменькиным сынком, вспомните НорманаБейтса). Ему не только с женщинами не везёт – он по жизни несчастлив, и вовсе не потому, что родился в мае. Просто всё в жизни должно быть в меру. Даже материнская любовь.

Наталья Степутенко

Фото Юлии Пеплер