Елена Быкова: "В знаменательный день открытия XI фестиваля на сцене Могилевского областного драматического театра зрители увидели пьесу А. Н. Островского «Женитьба Бальзаминова» в постановке режиссера Григория Козлова".


Сейчас, после завершения первого фестивального дня, кажется, что по-другому и быть не могло. Несмотря ни на что Март-контакт продолжает радовать зрителей спектаклями из разных стран. Даже КРИЗИС не смог ему в этом помешать! Поэтому теперь – только вперед, смотреть зарубежные и, конечно, белорусские постановки, оценивать их, радоваться и плакать вместе с персонажами, разделять их судьбы в моменты радости и невзгод.

В знаменательный день открытия XI фестиваля на сцене Могилевского областного драматического театра зрители увидели пьесу А. Н. Островского «Женитьба Бальзаминова» в постановке режиссера Григория Козлова. Санкт-Петербургский театр «Мастерская» почти три часа заставлял зал взрываться смехом.

Пьеса не перестает быть актуальной уже почти полсотни лет. И это неудивительно. Ведь сейчас, как и тогда, некоторые полагают, что только внезапно свалившееся с неба богатство может изменить их жизнь к лучшему. Вот и Мишенька Бальзаминов – заласканный матерью молодой человек, почивающий на перине, большую часть времени предается бессмысленным грезам вместо того, чтобы устроить свою жизнь. Ну, кто из нас, живых людей, хоть раз в жизни не предавался мечтаниям о том, чтобы все было да за просто так? Но ведь каждый добивается желаемого в силу своих возможностей.

Федор Достоевский писал Островскому: «Вообще, эта Белотелова, девица, сваха, маменька и, наконец, сам герой, — это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она вовек не потускнеет в уме…» И действительно, все происходящее на сцене было настолько живо, что просто не могло не затянуть. Персонажи – маленькие, нелепые люди с нарочито выставленными наружу пороками. Все их характерные черты, истерики и страдания сильно преувеличены, и оттого кажутся смешными.

Роль Анфисы в спектакле сыграла Полина Сидихина – вышло харизматично, с самоотдачей. Ее персонаж был, на мой взгляд, одним из самых ярких. Думаю, надолго зрителям запомнится горничная Химка, исполнявшая такие пируэты на импровизированном заборе, что не всем, наверное, под силу. Кстати, забор здесь выполнял разные функции в течение развития событий спектакля, что является хорошим решением пространственного вопроса сцены. Выглядело все гармонично, не было перегрузки декорациями или какой-то их недостачи. А единственное, что можно с натяжкой записать в минусы спектакля – это его протяженность. Три заявленные часа показались затянутыми, особенно во втором акте. Хотя все сложно для человека, смотрящего спектакль стоя, со второго этажа, чего уж там.

Для меня комедии – вечная загадка. Я никогда не понимала, как у писателей и режиссеров получается выставлять серьезные вещи такими смешными. Никто из героев не способен на настоящее неподдельное чувство – и это заставляет нас смеяться. Хотя сам по себе факт не очень веселый. Но социальные проблемы, поднимаемые в пьесе, – это то, что позволяет ей жить на протяжении столетий, не быть забытой и оставленной где-то на полке.

Финал удался. Получив золотые часы от вдовы, Бальзаминов говорит, что он теперь какой-то совершенно другой человек. И все будто обрывается, оставляя зрителя наедине с этой фразой. А в ней скрыто нечто большее, нежели просто удовлетворение инфантильного Мишеньки. Ведь это не любовь, не знания, не опыт сделали человека другим, а кусок драгоценного металла.

Елена Быкова